Весь 2011 год украинские, в том числе и запорожские предприниматели, провели в борьбе против принятия целого ряда законов, призванных регулировать их деятельность. Прежде всего это новые Налоговый и Трудовой кодексы, которые, по мнению как предпринимателей, так и многих экономистов и политиков, грозили практически полным уничтожением мелкого бизнеса как класса и были выгодны лишь олигархам, приумножающим
свои миллиарды даже в пик кризиса.
В результате массовых акций протеста действие отдельных законодательных актов было приостановлено, власть обещала учесть «все замечания и предложения» и доработать на скорую руку состряпанные кодексы. И вот, с 1 января этого года вступили в силу очередные законодательные изменения относительно «упрощенцев», которые были приняты Верховной Радой в октябре-ноябре 2011 года.
Согласно этим изменениям в Налоговом кодексе, все «упрощенцы» разделены на четыре группы.
- Первая. Физлица-предприниматели, которые не используют труд наемных лиц, осуществляют исключительно розничную продажу товаров (например, на рынках) или предоставляют бытовые услуги населению, годовой размер дохода которых не превышает 150 размеров минимальной зарплаты (на сегодня это 150 тыс. грн).
Ставка единого налога для этой группы (устанавливается органами местного самоуправления) составляет в месяц от одного до десяти процентов минимальной зарплаты (10-100 грн).
- Вторая. Физлица-предприниматели, которые осуществляют хозяйственную деятельность по производству и продаже товаров, предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога или населению при условии, что они будут использовать труд не более десяти наемных работников, и что объем годового дохода не превысит 1000 размеров минимальной зарплаты (один млн грн).
Ставка единого налога для этой группы составляет в месяц от двух до двадцати процентов минимальной зарплаты (20-200 грн).
- Третья. Физлица-предприниматели, которые в течение года будут использовать труд не более десяти наемных работников, и при этом объем дохода не превысит 3000 размеров минимальной зарплаты (три млн грн).
Для данной группы налоговые ставки устанавливаются в размере трех процентов от дохода - в случае оплаты НДС на общих основаниях, и пяти процентов от дохода - в случае включения НДС в состав единого налога.
- Четвертая. Юридические лица, у которых в течение календарного года количество сотрудников не будет превышать 50 человек, и объем дохода составит не более 5000 размеров минимальной зарплаты (пять млн грн).
Для этой группы устанавливаются такие же налоговые ставки, как и для третьей, - три-пять процентов от дохода.
Отчетным периодом для первой группы является календарный месяц, для остальных - квартал.
Существуют также ограничения по видам деятельности для «упрощенцев». В частности, плательщики единого налога не могут заниматься любыми видами деятельности с подакцизными товарами (кроме розничной продажи ГСМ в емкостях до 20 л, а также розничной продажи пива и столовых вин); обменом инвалюты; финансовым посредничеством; продажей предметов искусства и антиквариата; организацией гастрольных мероприятий; операциями с драгметаллами и камнями и др.
Кроме того, следующие виды деятельности не могут осуществлять исключительно физлица-предприниматели (юрлица могут): аудит; сдача в аренду земельных участков площадью свыше 0,2 га; сдача в аренду жилых помещений площадью свыше 1000 кв. м, нежилых помещений площадью более 300 кв. м; технические испытания и исследования.
"Если понадобится, вновь выйдем с протестами..." Председатель запорожского союза предпринимателей «Ника» Лилия Кривенко:
- Минувший год был для нас очень трудным. Постоянные акции протеста, вплоть до конца декабря. И все из-за поспешного принятия властями непродуманных законов, в первую очередь Налогового кодекса. Считаю, что его разрабатывали непрофессионалы, поскольку там было множество нестыковок с уже действующими законами и такие пункты, которые могли уничтожить малый и средний бизнес. Это и неоправданно завышенные налоговые ставки, и создание таких условий, при которых крупным предприятиям просто невозможно было бы сотрудничать с мелким бизнесом. Это и попытки дать налоговикам и другим силовым структурам практически неограниченные и никем не контролируемые полномочия против предпринимателей...
Что в конечном итоге получили? Например, согласно новым изменениям, максимальный годовой доход для первой группы «упрощенцев» составляет 150 тысяч грн, а для второй - уже один миллион. Что это за дифференциация такая? Ну сделали ли бы для первой группы хоть 300 тысяч. К тому же на самом деле это ведь не чистый доход, а валовые расходы. То есть затраты на покупку товара, транспортные и другие накладные расходы тоже входят в эти 150 тысяч. А если, не дай Бог, превысил лимит - огромные штрафные санкции.
Кстати, штрафные санкции обнародовали сразу, а вот о том, чтобы разъяснить предпринимателям, как действовать и как правильно составлять отчеты по новым правилам, никто не позаботился. В конце декабря на семинаре нам сказали, чтобы мы отчитались по новой форме - и непременно до конца уходящего года. А кто не успеет - штраф 500 грн. И в конце года предприниматели не к праздникам готовились, а стояли в очередях в налоговых управлениях, чтобы получить эти самые бланки или тетради для отчетности. Сейчас, правда, продлили сроки отчетов до 25 января. Но сам подход к предпринимателям не может не возмущать.
Вот вроде бы добились мы того, чтобы не устанавливать на рынках кассовые аппараты, а отчетность вести в специальных тетрадях единого образца. Предполагалось, что будет только два пункта - наименование товара и его цена отпускная (другого для уплаты «упрощенцами» налогов даже по новой системе не требуется). Так нет! Сейчас, говорят, что в этих тетрадях уже восемь каких-то пунктов...
Кроме того, опять нависла угроза больших штрафов в случае, если предприниматель не предъявит чеки на приобретенный товар - якобы для того, чтобы пресечь поток контрабанды. Но мы в основном покупаем товар на оптовых рынках, где чеков, тем более с мокрой печатью, не дают. Если на опте продают контрабанду, то их проверяйте и принимайте меры!
Многие предприниматели сами везут товар из-за рубежа, проходят таможенный досмотр, платят пошлину. Но таможня тоже не выдает никаких документов! Мы сколько раз просили, проверяйте таможню, что же вы на мелких предпринимателях отыгрываетесь. Они сами за свои деньги закупают товар, сами за ним ездят, сами потом продают, ничего у государства не просят, и налоги разумные готовы платить. Так почему же они всегда остаются крайними и не защищенными?
Кое-чего нам, конечно, удалось добиться. Например, изначально и налоговая, и городские власти хотели всем предпринимателям установить максимальную ставку единого налога - и для тех, к примеру, кто торгует иголками и прочей мелочью, и для тех, кто продает технику и шубы. Мы возразили, направили обращение и все-таки добились дифференцированных ставок. Но в целом пока трудно сказать, как все сложится.
За прошедший год мы подали в Верховную Раду и Кабмин множество своих предложений. Их обещали учесть, но по сути мало что учли. Добивались, чтобы основные положения упрощенной системы налогообложения, которые уже себя оправдали на практике и прижились, остались в действии. При условии, что будут подняты сами налоговые ставки, с учетом инфляции и пр. Однако не получилось. Выступали также против такого значительного повышения обязательных выплат в Пенсионный фонд. Тоже не вышло. Если раньше в Пенсионный фонд платили 10 процентов от суммы фиксированного налога, то с прошлого года - 34-40 процентов от минимальной зарплаты. В декабре это было 340 гривен в месяц, с января - 400 грн. Плюс единый налог, плюс плата за аренду земли - в среднем по 500 грн. Итого - свыше тысячи гривен ежемесячно, независимо от доходов. А ведь предприниматели не каждый месяц даже минимальную зарплату зарабатывают. Есть сезонный товар, есть периоды, когда торговля вообще не идет, и много еще нюансов...
К слову, в Верховной Раде сейчас находится проект еще одного закона - «О внутренней торговле». Не поверите, но в него вошли все те негативные пункты, которые мы просили убрать [и которые частично убрали] из Налогового кодекса. Не понятно, зачем вообще нужен этот закон, ведь уже есть кодекс. Но если его примут, то малый бизнес скорее всего будет таки уничтожен - в угоду крупным сетям супермаркетов.
Подождем пока, посмотрим. Но молчать не будем. Если понадобится, вновь выйдем на улицы с протестами...
Автор: Светлана Шкарупа, газета "Миг" от 12.01.2012 г.