Скоро вам предстоит отдать ребенка в первый класс. Он наверняка ходил на подготовку, уже читает и неплохо считает, даже занимался иностранным. Но вы все равно волнуетесь: “Не рано ли?”, “А сможет ли?”
Будь здоров!
В первую очередь, ваш малыш должен быть развит и готов к нагрузкам физически. Слабый ребенок со временем может сбавить темп, даже если у него хорошо развиты познавательные способности.
Малышу приходится долго сидеть за партой, соблюдать дисциплину, концентрировать внимание. И когда учитель будет рассказывать новый материал, будет трудно. Ребенок со слабым организмом будет быстро уставать и легко отвлекаться.
Как помочь?
Если есть проблемы со здоровьем или речью, их лучше решить до школы. Обратитесь к педиатру и логопеду.
Хочу учиться!
Бывает так, что хорошо развитый в интеллектуальном плане ребенок спустя первые два месяца учебы перестает интересоваться учебным процессом. Либо ему трудно дается строгий школьный режим. Как же понять, готов ли ваш ребенок учиться?
Спросите у ребенка, хочет ли он сам в школу? Большинство детей отвечают утвердительно. Но мотивы разные у всех: кого-то привлекает новый ранец и настоящие «взрослые» учебники, другие хотят в школу, “потому что там весело”... Один шестилетний мальчик на вопрос: “Хочешь ли ты пойти учиться в школу?” ответил так: “Конечно, хочу! Я буду там плохо вести себя на переменках и есть на продленке йогурты”.
Такой интерес к школе через два-три месяца проходит полностью. Поэтому важно, чтобы будущий ученик был настроен непосредственно на учебу. Важная задача родителя – сформировать у ребенка желание учиться, открывать и узнавать новое, закрепить позицию школьника, у которого будут новые важные обязанности.
Как помочь?
Формируйте у ребенка положительный образ школы (“узнаешь там много интересного, нового, полезного, того, что пригодится в жизни”, “будешь совсем как взрослый”).
Читать, писать, считать умеет – значит, готов?
Интеллектуальная готовность не ограничивается навыками чтения, счета и письма. Здесь важны умение концентрироваться, слушать и слышать, быть внимательным, усидчивым, логически мыслить, воспринимать и запоминать информацию, устанавливать связи между явлениями, обобщать, воспроизводить образец, выделять лишнее.
Как помочь?
Самый лучший способ развить речь, внимание, воображение, память – это читать ребенку книги. Можно читать рассказы о школе, обсуждать их, вместе с ребенком фантазировать, делиться своими воспоминаниями о школьных годах. Кроме этого, продолжайте развивать мелкую моторику, так как нагрузка на пальчики в первый год обучения очень велика – рисуйте, лепите, вырезайте, конструируйте!
Эмоционально-волевая зрелость
Будущему первоклашке нужно будет выстраивать отношения со сверстниками, с учителем, во многом перестраивать отношения с родителями. Нужно уметь подчиняться законам группы, выполнять непривычную работу. Кроме этого, маленький ученик должен обладать основными навыками самообслуживания, быть самостоятельным в бытовом плане (уметь одеваться, пользоваться общественным туалетом, аккуратно убирать вещи в рюкзак). И зачастую отсутствие именно таких навыков (а не медленное чтение, например) может осложнить первые месяцы пребывания ребенка в школе.
Как помочь?
Играйте в игры, где есть четкие правила, играйте в школу со сменой ролей – дайте ребенку побыть и учеником, и учителем.
Постарайтесь научить ребенка проигрывать. Это поможет ему адекватно относиться к неудачам и ошибкам, которые наверняка будут в школе. Заранее приучайте ребенка самостоятельно заправлять кровать, одеваться, умываться, собирать необходимые вещи.
Право на ошибку
Готовясь к школе, ребенок получает первые «оценки». Конечно, не в дневник, а на словах. Ошибки малыш переносит на себя лично: “Я плохой”, “Я ничего не умею”. Поддержите его! Расскажите, что не все получается с первого раза, и это нормально! Хвалите его почаще, отмечайте все его маленькие победы.
И больше общайтесь – обсуждайте увиденное, задавайте вопросы.
Родителям на заметку
Фразы, которые нельзя говорить детям:
- "Вот пойдешь в школу – там тебе покажут!"
- "Только посмей мне «двойки» приносить!"
- "Опять ты делаешь все не так. Как в школе будешь учиться?"
- "В школе была такая скукотища! Столько лет коту под хвост!"
К первому классу ребенок должен знать:
- Свои имя, отчество и фамилию.
- Свой возраст и дату рождения.
- Страну, город и домашний адрес.
- Фамилию, отчество родителей, их профессию.
- Времена года, месяцы, дни недели.
- Домашних, диких животных и их детенышей.
- Тематический словарь: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
- Знать и уметь рассказывать народные сказки, произведения детских писателей.
- Различать и правильно называть геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве, на листе бумаги [право, лево, верх, низ].
- Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
- Запомнить и назвать шесть-восемь предметов, картинок, слов.
- Разделять слова на слоги по количеству гласных.
- Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
- Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
- Считать от одного до 20-ти. Обратный счет от десяти до одного, выполнять счетные операции в пределах десяти.
Знаете ли вы, что…
…Один из самых богатых людей мира, компьютерный гений Билл Гейтс, был неуправляемым ребенком. Да и учился средне. Мама Билла даже обращалась к психологу! Специалист сказал, что перестроить мальчика невозможно.
Источник: "Миг" №34 от 23.08.2012 г.