Запорожские автомобилисты уверены, что попасть в «зеленую волну» светофоров на наших дорогах просто невозможно.
Люди стоят в пробках, что в жару невыносимо совершенно.
«МИГ» узнал, кто же, откуда и как управляет запорожскими светофорами.
И оказалось, что «зеленая волна» у нас действительно – большая лотерея.
Как и где поймать «зеленую волну»?
Из 166-ти светофоров, работающих в областном центре, лишь 37 замкнуты в одну автоматизированную систему. Они управляются с одного пульта, вернее, последние пару лет – с монитора компьютера. Это светофоры проспекта Ленина, улиц Украинской и 40 лет Советской Украины. И в «зеленую волну» можно попасть только на этих дорогах.
– Чтобы поймать «зеленую волну», нужно ехать с определенной скоростью, не выше 55-60 км/ч – максимальной разрешенной в городе, – рассказывает начальник отдела Автоматизированной системы управления дорожным движением Александр Семенов. – Хотя есть еще такое понятие, как «лента времени». Она составляет какой-то процент от времени, когда горит зеленый. И вот, если вы попали именно в ленту, то поедете в «зеленой волне».
Впрочем, это под силу, наверное, только очень опытным водителям. Все же остальные будут и дальше уверены, что «зеленая волна» не работает. Тут большую роль играет и количество транспорта: на проспекте Ленина всего три полосы, плюс одна из них постоянно занята общественным транспортом, и «зеленая волна» доступна лишь рано утром, когда еще не все автомобилисты сели за руль. Пропускная способность одной полосы проезжей части – 600-800 машин в час, а только в районе улицы Анголенко пытается проехать больше двух тысяч машин за это время. Так что специалисты мечтают о расширении запорожских дорог.
Зима – самое губительное время для светофора
Самый старый запорожский светофор работает в Заводском районе, он сделан в середине 1980-х. В целом же трехглазых смотрителей дорог часто меняют и реконструируют. Самым «хлебным» в этом отношении был 2002 год, когда системой АСУДД вплотную занялся мэр Александр Поляк. Специалисты тогда заменили 20 светофоров. В 2003-м уже всего семь, в 2004-м – 18, в 2005-м – 16. В прошлом году город выделил деньги на установку пяти новых светофоров, а в этом, видимо, все ушло на Евро. Кстати, один светофор по нормативам должен служить всего в течение десяти лет, иначе приходят в негодность отражатели, портится пластмасса. Наши же трудяги легко дают и две нормы.
Быстрей всего светофоры выходят из строя зимой, лампы в это время тоже перегорают чаще.
– Ночью светофор мигает только желтым, зеленая и красная лампы холодные. Утром они зажигаются, раз – и нить лампы накаливания рвется, – объясняет Александр Иванович. – Информация о состоянии ламп на 37-ми светофорах автоматизированной системы сразу появляется на мониторе компьютера перед глазами дежурного, остальные объезжают наладчики. А если на пункте управления отключается электричество, светофоры начинают работать в автономном режиме.
Кстати, мигающий желтый служба управления дорожным движением включает на ночь исключительно с целью экономии электричества и ламп. Самым первым – в 18.00 – ежедневно идет отдыхать светофор на ул.40 лет Советской Украины, а позже всего [в 23.00] – на проспекте Металлургов. Снова в обычном режиме они начинают работать в шесть утра.
Их враг – лихач
Еще одна беда светофоров – лихачи, которые их сбивают. Например, постоянно страдает трехглазый регулировщик в Шевченковском районе на перекрестке улиц Чаривной и Заводской. Ремонты влетают в копеечку собственникам – райадминистрациям. Восстановление обходится тысяч в пять гривен.
Включить все запорожские светофоры в автоматизированную систему – мечта Александра Семенова, который уже 35 лет занимается управлением дорожным движением. Но пока она несбыточная: подключение каждого перекрестка обойдется в 30-40 тысяч гривен, плюс новое оборудование для самого пункта управления. Хотя, может быть, тогда «зеленая волна» станет реальностью, и мы перестанем изнывать в пробках, а также дышать выхлопными газами.
ЛЮБОПЫТНО
- Первый светофор был установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне возле здания Британского парламента. Его изобретатель – Джон Пик Найт – был специалистом по железнодорожным семафорам.
- Первая автоматическая система светофоров [способная к переключению без непосредственного участия человека] была разработана и запатентована в 1910 году Эрнстом Сиррином из Чикаго.
- Желтый сигнал светофора появился в 1918 году.
- В Советском Союзе первый светофор был установлен в 1924 году на пересечении улиц Кузнецкий мост и Петровка в Москве.
Автор: Наталья Желнова, "Миг" №29 от 19 июля 2012 г.