Первое слово - в подарок!

deti5.jpg

Речь ребенка начинает формироваться задолго до того, как он заговорит словами и фразами. Сначала формируется импрессивная речь (от лат. impressio - впечатление, т.е. понимание речи). В первые дни жизни ребёнок учится всему, даже слушать и реагировать на звуки.


Современными исследователями доказано, что новорожденный обладает способностью отличать речь от любых других звуков окружающей среды и поэтому по-иному на нее реагирует. Малыш отдает предпочтение голосу одного, значимого взрослого - чаще всего матери и очень быстро "обучается" живо и адекватно реагировать на выражение её лица, тембр и интонацию. Дети более спокойны, когда слышат обращенную к ним негромкую речь. Поскольку ребенку трудно воспринимать обилие лишних звуков, специалисты советуют родителям выключать радио, телевизор, магнитофон в момент общения со своим малышом.


Как формируется речь ребёнка в возрасте от нуля до одного года?


До того момента, когда Ваш малыш начнет говорить так, чтобы его понимали не только Вы, его речь и мышление должны пройти ряд важных этапов своего развития.


1-3 месяца. В этот период организуется система нервных клеток, ответственных за зрение. Ребёнок начинает различать звуки, узнавать голос мамы. К концу второго месяца малыш уже умеет смеяться и гулить, издавая нежный, низкий гласный звук в ответ на обращенную к нему речь. К трем месяцам - умеет отличать голос мамы от голосов других женщин. Полезно рассматривать с ребёнком яркие картинки, разговаривать с ним.


Малыш от 1 - до 3 месяцев пугается резких звуков или хлопков, произведенных на расстоянии 12-15 см от его уха, он просыпается или двигается во сне от громких звуков, плачем реагирует на пугающий его громкий звук (сирена машины, взрывы петард, лай собаки). Наоборот, перестает плакать или замирает, услышав неожиданный нерезкий звук, и успокаивается, услышав приятные звуки, смех, прислушивается к вашему голосу, вступает с вами в «разговор», «воркуя» в ответ на ваши слова. Он звуком выражает желание взять или отдать вещь, проявляет интерес к контрастным звукам, реагирует на изменение высоты и громкости вашего голоса.


3-6 месяцев.
В этом возрасте ребёнок учится в основном за счет зрения. Его внимание привлекают движущиеся предметы. Разговаривайте с малышом, показывайте ему в книгах всё более сложные картинки, на которых изображены реальные предметы (лучше пользоваться детскими изданиями).


Малыш от 3 до 6 месяцев узнает голос матери или любого другого близкого человека, постоянно ухаживающего за ним. Слушает звуки, которые издает сам (крик, чмоканье губами, плач, прищелкивание языком), в одиночестве гулит, смеется, лепечет, испытывая при этом удовольствие. Он поворачивает голову в сторону источника звука, постепенно начинает воспринимать ритм, интонации, частоту и долготу звуков, любит слушать музыку; перестает двигаться, услышав новый для него звук.

 


6-7 месяцев. Ребёнок узнает, что такое причинно-следственная связь, для чего служат те или иные предметы. В возрасте 5-6 месяцев малыш может сочетать гласные с согласными, образует цепочки звуков, типа "бабаба", "дадада", "гагага" - у него появляется лепет. По звучанию эти интонированные цепочки напоминают настоящую речь, поэтому зачастую мамы склонны принимать их за первые осмысленные слова, хотя это не так. Делая что-нибудь, объясняйте ребенку свои действия, например: "Я повернул кран, и полилась вода", "Вот видишь, я пролила сок, и появилось пятно".


7-9 месяцев. Ребёнок может связывать достаточно отдаленный звук со знакомым человеком. Когда раздастся звонок в дверь, скажите ему, кто пришел и т.п.


Малыш от 6 до 9 месяцев определяет местоположение источника звука, поворачивает голову, когда слышит звук справа, слева, спереди, сзади, опускает голову к звуку, источник которого находится ниже уровня его глаз. Знает свое имя и реагирует на него, лепечет, произносит цепочки слов, похожие на настоящие слова, имитирует звуки и интонацию, пытается отвечать маме, когда она с ним заговаривает, понимает значение простейших слов ("да" - "нет"). Слушает разговор людей, различает по именам членов семьи (даже когда не видит перед собой человека, имя которого называют). Умеет играть в "Ладушки" и "Ку-ку".


9-12 месяцев. Лепет малыша становится богаче и разнообразнее, а после появления первых настоящих слов постепенно затухает. Ребёнок способен воплотить в жизнь некоторые "теоретические знания", сочетая свои способности к восприятию с двигательными навыками.


Малыш от 9 до 12 месяцев проявляет интерес к звучащим предметам и игрушкам, указывает рукой на хорошо знакомые предметы или людей, которых ему называют. Имитирует большое количество звуков, поворачивает голову к источнику звука во всех направлениях, произносит 1-2 осмысленных слова, состоящих из одного или двух слогов ("дать", "мама", "баба") или представляющих собою усеченные формы более длинных слов (например, "агу" - огурец, "ма" - маленький). Ребёнок имитирует животных и подражает их голосам: сопит, «как ежик», показывает, как делает курочка, коровка, собачка. К году у детей усвоены гласные: а, у, о, и, согласные: м, п, б, к, г.

 


Речевое развитие мальчиков и девочек.


Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них, прежде всего, формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке».

 

Назовём признаки благополучного развития речи у ребёнка.
Физическое развитие ребёнка соответствует возрасту, нет никаких неврологических заболеваний, он активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми, охотно повторяет за вами все, что слышит, активно решает свои проблемы с помощью речи, вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.


Признаки неблагополучного развития речи.

Ребенок развивается с задержкой, он перенёс тяжелые заболевания, есть неврологические заболевания. Он неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые слышит, одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми, говорит на языке, понятном ему одному.
Если вы обнаружили даже один признак неблагополучного развития речи ребёнка, значит, вашему ребенку необходима помощь, а Вам - консультация специалиста.

 


Какое же он скажет первое слово? «Папа» или «мама»?


По месту образования шума, по тому, какие органы речи принимают участие в произношении, звуки делятся на губные и язычные. В русском языке губные делятся на губно-губные ([б], [п], [м], [б'], [п'], [м']) и губно-зубные ([в], [в'], [ф], [ф']). Следуя логике языка, первым словом ребёнка может быть «баба» или «папа». Каждой маме очень хочется услышать - «мама», поэтому речь ребёнка стимулируется многократным повторением именно этого слова. Хотите доставить радость отцу? Дождитесь, когда малыш произнесёт «па-па» - это замечательное слово и преподнесите его как первое!


Автор: Катерина Крутий, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольного и начального образования Запорожского областного института последипломного образования.
Источник: http:/chudo.zp.ua

 

Фотограф Денис Минаев Запорожье

Кадрим Продакшн

Погода

Новости Запорожья

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователя и 1 гость.

Реклама

Реклама на WOMAN

(с) Все права защищены