Изобретением каблука история, а вместе с ней и женщины всей планеты, обязаны Египту. Первые каблуки носили не фараоны и жрецы, а простые землепашцы. Они им нужны были совсем не для красоты и подчеркнутой изящность. Каблуки создавали необходимый упор, чтобы легче было передвигаться по рыхлой почве.
Затем каблук (обувь на «подставке») использовали актеры в Древней Греции. Это им нужно было для зрительного увеличения их роста.
Использование платформы впоследствии было распространено в Китае и Японии. Здесь ношение подобной обуви заменило практику пеленания ног женщин для того, чтобы остановить рост стопы. Уменьшение размеров стопы лишало женщин быстрого уверенного шага, и, таким образом, женщина не могла далеко уйти без поддержки, что сдерживало, как считали тогда, падение нравов. Платформа, благодаря отсутствию пластичности, создавала большие неудобства при ходьбе, потому успешно взяла на себя выполнение этих функций.
В Европе же к каблуку вернулись только к 15-16 векам. Для этого времени - Ренессанса - вообще было характерно подчеркнутое стремление вверх, символизирующее возвышение человека над действительностью. Это «возвышение» проявилось и в моде на обувь. Так, большое распространение получили туфли - chopine, которые представляли собой подобие сандалий на платформе, которые делались из дерева или пробки. Высота каблуков таких «сандалий» была - от 14 до 60 см. Остается только предполагать, как благородное сословие умудрялось сохранять равновесие на таких ходулях. Стоит заметить, что такая мода коснулась не только женщин; мужчины тоже охотно приобретали для себя «возвышенные» сандалии. Предполагают, что именно Леонардо да Винчи разработал более удобную конструкцию, напоминающую современный каблук женской обуви. Однако, как и свойственно гениям, он опередил свою эпоху на двести с лишним лет. Массовое распространение каблуков его конструкции в Европе началось спустя почти два века - в XVII столетии.
Как ни странно, законодателем моды на каблуки эпохи барокко становится французский офицер, носивший ботфорты - тяжелые высокие кожаные сапоги с обязательными наборными каблуками. Высокие каблуки были нужны, чтобы при верховой езде нога лучше закреплялась в стремени. Впрочем, в моде были не только военные сапоги, но и светские. Так продолжалось до конца XVII века, когда появились обтягивающие ногу трикотажные чулки, и пришла мода на башмаки, чем-то напоминавшие современные мужские туфли. В 1680 году в моду вошли туфли на таком высоком и тонком каблуке, что дамы могли ходить на них, только опираясь на трость. Кавалеры не захотели отставать от слабого пола, и мода на каблуки стала повальной. Теперь императоры вынуждены были издавать специальные указы, регламентировавшие уже высоту каблуков по сословиям. Естественно, и в этот раз самые высокие каблуки были привилегией знати и членов королевских семей. Тогда же появился знаменитый красный каблук, отличавший дворянство от прочих сословий.
В XVIII веке Париж становится центром мировой моды, а французская аристократия - ее законодательницей. Каблуки к этому времени остались только в женской обуви и соответствовали любимой форме декора того времени - лепестку лилии. Самый модный каблук - 10-12 см и довольно тонкий, отчего у дам появляется весьма изящный изгиб стана. Средний размер женской обуви тогда был всего 32 см, и дамы вынуждены были практически стоять на кончиках пальцев. Но на какие жертвы не пойдешь ради моды!
Французская революция 1789 года начисто лишила дам высоких каблуков почти на 50 лет. Мода на высокие каблуки вернулась только в 70-е годы XIX века, когда свершилась другая великая революция - обувная, начало которой положили швейные машинки.
Век минувший был настоящим триумфом обувщиков. За это время было придумано столько фасонов, сколько не изобрели предки за всю прошедшую историю. После Второй мировой войны химики отрыли капрон и полиэтилен. И на сцену вышла шпилька - тонкий, изящный, манящий символ женской сексуальности. Шпильки сменились платформами, потом каблуки вообще исчезли, потом появились снова... Сегодня новая модель обуви живет в среднем 9 недель.