Так называемое доступное жилье в Украине фактически отсутствует: на тысячи семей, нуждающихся в жилплощади, ежегодно приходятся лишь десятки новых квартир. При этом государство так до сих пор и не выработало механизм обеспечения украинцев дешевым жильем.
На прошлой неделе в Запорожской областной государственной администрации под председательством губернатора Бориса Петрова состоялось совещание по вопросам строительства в области дешевого жилья. На нем были приведены примеры успешной сдачи в эксплуатацию такого жилья, но некоторые факты, озвученные самим руководителем области, заставляют забыть об успехах «местного значения» и намеченных планах. Так, по словам главы ОГА, за год в городах региона сдаются в эксплуатацию не более 20 квартир из класса доступного жилья. И это при потребности в тысячах таких апартаментов! Борис Петров видит причину в бессистемных подходах и пассивности местной власти.
Государству вход запрещен
Почему же государство не занимается самостоятельно строительством жилья, а полагается на частные компании, обещая только свою посильную помощь в приобретении квартир? Такой вопрос, недоумевая, задают в основном те, кто помнит время, когда только государство и строило многоквартирные дома. В один голос на этот вопрос отвечают чиновники и - почему-то - бизнесмены: государству этим заниматься невыгодно.
Около года назад, перед местными выборами, один известный запорожский предприниматель - и, заметим, кандидат в депутаты местного совета - немало говорил о доступном жилье. Что неудивительно, так как бизнес его завязан именно на строительстве. План «благодетеля» по созданию доступного жилья в Запорожье таков: вместо того, чтобы продавать квартиры по 1000 у. е. за кв. метр, снизим себестоимость до 400 - 500 у. е. и будем продавать по 600 у. е. за кв.метр. Естественно, и строителем, и продавцом в этом плане выступают частные компании, но, в целом, идея на первый взгляд отличная.
Мы не упоминаем фамилию этого бизнесмена, потому что в данном примере главное - это не личности, а цифры, озвученные открыто, во всеуслышание, через СМИ. Такое бывает редко. Посмотрим внимательно на эти цифры. Доступность доступностью, но запланированная цена значительно выше себестоимости! Не на 5 - 10%, а на 20 - 25%! То есть даже на доступном жилье строительный бизнес готов заработать 100 - 200 у. е. с каждого проданного квадратного метра! Так зададим себе еще раз вопрос: строить доступное жилье силами государства действительно невыгодно? Что же именно невыгодно? Продавать жилье по себестоимости и уже только на этом экономить гражданам 30 - 50 тыс. гривен? (Если учесть, что покупатели дешевого жилья все равно обычно берут кредит и влезают в процентное рабство, то экономия измерялась бы уже сотнями тысяч гривен. Или даже продавать жилье немного дороже себестоимости, зато прибыль будет идти полностью и напрямую в бюджет (государственный или местный). Невыгодно?
Хорошо, допустим, что строительство - это такая фантастическая отрасль, в которой выгодно быть только частному капиталу, но ни в коем случае не государственному. Но ведь главная задача государства и не состоит в получении сиюминутной денежной прибыли! Бесплатное обязательное среднее образование, армия, медицина - все это не приносит государству прибыли здесь и сейчас, но мы все это содержим, потому что знаем, что без этого у нас через год, пять, десять лет не будет вообще ничего. Так почему же государство своими силами не может или не должно обеспечить жилой площадью, например, молодые семьи и их будущих детей, то есть своих будущих граждан?!
Тем более что результат «сотрудничества» бизнеса и государства в вопросе строительства доступного жилья очевиден. Вспомним еще раз о соотношении количества имеющихся квартир с количеством нуждающихся в жилплощади людей: одна на несколько тысяч. В науке о таких величинах говорят: ею можно пренебречь. То есть фактически дешевого жилья у нас нет. Более того - оно не строится.
Молодым везде у нас... программы
Абзацем выше мы не зря упомянули о молодых семьях. Есть еще много групп, действительно нуждающихся в жилой площади: бывшие военнослужащие, жильцы заводских общежитий и обветшалых (а то и аварийных) домов и т.д. Но когда речь идет о доступном жилье, рано или поздно мы заговорим о его доступности для молодежи. Это и понятно: не предоставив ячейке общества «ячейку» в многоэтажном доме, демографическую ситуацию в стране не улучшить, депрессивные регионы не поднять, «утечки мозгов» не предотвратить. Но даже в решении этой проблемы государство старается участвовать только опосредованно - через свои программы «поддержки и развития» (хорошо, что не «сочувствия и сопереживания»).
Существует «Государственная программа обеспечения молодежи жильем на 2002 - 2012 годы». В преамбуле документа можно прочесть о том, что в течение двух лет до написания этой программы, в 2001 и 2002 годах, наблюдался рост государственного финансирования молодежного строительства. На самом деле, суммы смешные в масштабах страны и в таком важном вопросе - менее 100 млн гривен в год.
Далее читаем: для обеспечения жильем всех нуждающихся молодых семей Украины необходимо 7 млрд гривен. То есть такими черепашьими темпами - по 100 млн гривен в год - пришлось бы молодым семьям подождать «немного» - 70 лет. Но государственная программа стремится исправить эту несправедливость и ставит цель на 10 лет - приобрести для молодежи жилья на сумму около 5,8 млрд гривен! Как видим, к моменту окончания реализации программы, к 2012 году, свои квартиры должны иметь более 80% молодых семей! По крайней мере, более 80% тех, которые были на квартирном учете на момент написания программы.
Неплохо, правда? Что ж, данная программа претваряется в жизнь уже 9-й год. Но об этом мы судим исключительно по названию документа. Потому что в реальной жизни нет и намека на его существование! Судите сами. В апрельском сообщении на своем сайте правительство отчиталось о 590 семьях во всех регионах Украины, которые приобрели в 2010 году квартиры благодаря неизвестному нам «механизму государственной поддержки». Вдумайтесь, как это мало: менее шестисот семей на всю страну!
В этом же сообщении идет речь и о 91 млн гривен, направленных на кредитование молодежного строительства в 2011-м. И эта сумма - того же порядка, что финансирование этой же статьи расходов в 2001 - 2002 годах! Запорожская область тоже не блещет: по данным областного управления ЖКХ, за 2010 год в рамках программы «Молодежное жилищное строительство» было куплено аж... шесть квартир! И так далее. (Подробнее - см. материал «Недосягаемое жулье».)
Мы ведь не говорим сейчас об обывательских розовых мечтах: «Подать нам сто тысяч новых квартир»! Мы говорим о конкретных планах, которые государство перед собой поставило, а реализовать не смогло. И сейчас преспокойно расписывается в собственном бессилии (или безразличии?). Пожалуй, так оно и есть: все программы, планы и обещания, которые касались доступного жилья, в Украине в целом и в нашем регионе в частности оказались пустышками, фарсом. И чтобы исправить ситуацию, сейчас нужно говорить не о продолжении «работы в этом направлении», а только о ее начале.
Недосягаемое жулье
В первой половине текущего года Счетная палата Украины опубликовала результаты проверки действующих государственных программ обеспечения молодежи жильем. Проверила Счетная палата и реализацию упомянутой в статье «Государственной программы обеспечения молодежи жильем на 2002 - 2012 годы». Выводы, которые сделали аудиторы, прямо скажем, интересные.
«Программу обеспечения молодежи жильем <...> можно считать окончательно сорванной по вине государства. Благодаря работе Фонда содействия молодежному жилищному строительству на протяжении 2002 - 2010 гг. реально заселились в новое жилье лишь 2,8% молодых семей, которые были на квартирном учете», - более чем красноречивая цитата из отчета.
Как установили аудиторы, из 5,8 млрд гривен, которые должны были быть направлены на молодежное строительство в течение 10-ти лет, выделено лишь около 3%! Из-за перераспределения средств де-факто программа была доступна жителям лишь 10-ти областей Украины, а не 19-ти, как это было запланировано. Также результаты проверки показывают, что такие направления, как поддержка сельской молодежи и молодых ученых, были просто провалены: всего две семьи получили жилье в сельской местности и только 0,5 % молодых научных сотрудников, стоящих в очереди на жилье, получили право на льготные кредиты!
Но это далеко не все. Вышеперечисленное можно списать на кризис, халатность, недобросовестных премьеров («бело-синих» или «оранжевых»). Но Счетная палата сделала выводы о существовании сговора чиновников различного уровня со строительными компаниями! Так, например, более 140 млн гривен кредитных средств были вложены в пустые строительные площадки, в строительство, которое на момент вложения денег не начиналось. А в большинстве случаев стоимость объектов строительства, инвестируемая государством, выше средней рыночной в 1,5 раза! Вот так... льготные кредиты при завышенных ценах.
Источник: "Улица Заречная"