Степные стражи

baby.jpg

Каменные бабы заразили украинскую элиту. На одной из программ «Шустер Live» ведущий объявил, что фонд Виктора Ющенко начинает всеукраинскую акцию по сбору каменных истуканов - половецких баб, которые экс-президент намерен собрать в «Арсенале».

Во всем мире масса разных музеев и коллекций, находящихся в больших и маленьких городах. Выходит, что в следующий раз можно стянуть в столицу археологическую коллекцию всей Украины? Или подобные заявления - попытка заставить музеи отдать свои коллекции? Тогда это называется экспроприация (юридическое значение - принудительное безвозмездное или оплачиваемое отчуждение имущества, производимое государственными органами - Прим. Авт.).


Мы решили разобраться, насколько реально свезти каменных баб со всей Украины, нужно ли их отрывать от земли, сколько на «черном» рынке стоит подобная статуя, где их искать, и какие артефакты, как казацкие каменные кресты, вообще нельзя трогать?



«Чёрные археологи» уничтожают памятники истории


hspace=5В Запорожье большая часть изваяний как культурное наследие собрана около музеев. У нас прекрасная коллекция каменных баб на острове Хортица, около Запорожского областного краеведческого музея, Бердянского краеведческого музея, на Каменной могиле в Мелитополе, в Приморске.


Как считает директор Запорожского областного краеведческого музея Георгий Шаповалов, свозить каменные статуи в одно место, мягко выражаясь, не совсем корректно. Это лишит обычных украинцев свободного доступа к таким древностям.


- Каменные бабы должны находиться там, где были всегда. Они являются объектами культурного наследия и не только не могут быть во владении частного или юридического лица, но и даже сдвигать их с места нельзя без разрешения, о чем есть соответствующая статья в законодательстве. В условиях экономического кризиса, существования «черных» археологов, уничтожающих или присваивающих исторические памятники, необходимо их защитить. Все истуканы взяты на учет Запорожским областным центром охраны культурного наследия.


Когда находят каменную бабу, составляется охранное обязательство для органов местного самоуправления с целью недопущения их незаконного вывоза. Чем больше древностей остается в том или ином регионе, тем больше у жителей возможностей открыть или посетить объекты туризма.


Балбалы с чашей, как божество


У каменных баб нет имени. Люди называли их по-разному: «болван» (от иранского «палван» - богатырь, атлет), балбалы («бал-бал» - камень с надписью), а сейчас говорят просто - «баба». На первый взгляд - безликие глыбы гранита, но под внимательным взглядом непонятные полосы превращаются в грустные глаза, таинственные амулеты, оружие и вообще в то, что вы способны увидеть.


Коллекция каменных баб (от тюркского «вава» - предок, дед), несомненно, относится к числу наиболее ярких и своеобразных собраний Запорожского областного краеведческого музея. Подробнее рассказала заведующая отделом истории края Зоя Попандопуло.


- Благодаря кому музей располагает крупной коллекцией каменных скульптур?
- В Запорожской области в районных музеях есть свои коллекции каменных баб. Наш музей берет только скульптуры, оказавшиеся бесхозными. Как авторы раскопок, также привозим каменные бабы в качестве научного материала.
Есть каменные скульптуры эпохи энеолита (IV-III тыс. до н. э.), несколько - эпохи бронзы (начало III и II тыс. до н. э.). Массово - скифские (датируются VI-III ст. до н. э., но в украинско-российских степях появились в середине 1 тыс. до н. э.), сарматские (III в. до н. э. - III в. н. э.). Самая большая коллекция, как у всех музеев - половецкие (VI-ХII век н. э.).


- Почему каждая каменная баба держит чашу и почему у скифских снесена голова?
- Ритуальная чаша играла достаточно большое значение в жизни кочевника-половца. Из нее производились возлияния (жертвоприношения) богам, родоначальникам, предкам. Половцы насыпали большие холмы и сооружали на них статуи, обращенные лицами на восток и держащие в руке чашу.
Весь их массив можно разделить на мужские и женские статуи, стоящие или сидящие. Заступники в образе женщины-матери давали половцам силу, оберегали их, за это они им поклонялись.


На скифских скульптурах также есть чаши, но они совсем другие - это ритоны (древний питьевой сосуд), то есть рог, из которого пили вино. У скифов чаще всего каменные бабы (у них они - не женского рода) изображены с оружием - это акинаки (короткий 40-60 см железный меч), луки, молоты.


На территории Киевской Руси с принятием христианства массово уничтожались идолы, поэтому многие скифские бабы лишились головы. Поскольку половецкая степь не входила в состав Киевской Руси, то традиции идолопоклонничества оставались очень долго. Поэтому они уцелели до XVIII столетия, когда эта территория была присоединена к Российской империи.


Как правило, славяне оставляли статуи на курганах. Но часто все же стаскивали, замуровывали в стены дома, ставили вместо столбов ворот, уничтожали, что-то попало в частные коллекции. Если бы вы проехались по музеям Запорожской области, то увидели бы, что с этих статуй в старину даже делали корыта, чтобы поить скотину. Для нашего народа ничего не значили языческие идолы.


- Каменные экспонаты хранятся в основном под открытым небом. Их не пытались похитить?
- В газетах были сообщения, когда совершались попытки украсть каменные бабы около Бердянского музея. Около музея в селе Гусарка две были украдены и их так и не нашли. Такие ситуации достаточно часто случаются. Но, как утверждают эксперты, счастье они принесут только если новому владельцу бабу подарили.


Что скрывают каменные кресты?


Если каменные бабы нужно сохранять в музеях, то перевозить казацкие каменные кресты со старых кладбищ ни в коем случае нельзя. Факт наличия такого креста над могилой говорит о статусе того, кто в ней захоронен.


Поражает разнообразие форм крестов, встречающихся на кладбище. Наиболее распространенные высеченные в каменных плитах различной формы (квадрат, прямоугольник, овал, форма «дикого камня») «мальтийские» кресты - символика, активно использовавшаяся на казацких знаменах и различных воинских атрибутах XVII-XVIII веков. Попадаются и «кельтские» кресты (отдельно стоящие). Классические православные - это, как правило, высеченные в квадратной или прямоугольной плите кресты, с основанием в виде полумесяца либо с треугольным основанием, напоминающим направленную вниз стрелку.


По словам генерального директора Национального заповедника «Хортица» Максима Остапенко, место каменным крестам - на кладбищах. Если он упал, нужно поднять и по-новому установить, но не забирать. Часто оказывается, что каменный крест установлен на селянском или казацком захоронении и родственники умерших выступают за то, чтобы предметы старины оставались на кладбище и после случаев вандализма подают заявление в милицию.


А вот стоит ли собирать всех каменных баб в одно место - достаточно серьезный вопрос. Как считает Максим Анатольевич, кинуть клич и как металлолом свезти эти статуи - неоправданно. Это будет похоже на китайскую революцию по отстрелу воробьев. Необходимо на уровне госпрограммы специалистами Института истории НАН Украины, Института археологии НАН Украины выявить, зарегистрировать, опросить местных жителей, собрать легенды, составить каталоги, представить как объекты национального достояния. Я пока не слышал о том, чтобы представители фонда Виктора Ющенко обращались в эти инстанции. На сегодня подобное заявление выглядит как призыв к коллекционерам.


Бабы пошли по рукам


Каменные бабы давно растащили по частным коллекциям, Ющенко поздно кинулся! Об этом говорит запорожский краевед и историк Сергей Шишков, считающий, что многие современные нувориши почему-то считают необходимым поставить каменные бабы на территории своих усадеб.
Каждый город хотел бы иметь свое лицо, туристический объект. Большая коллекция каменных баб собрана в Днепропетровском областном краеведческом музее еще Д. И. Яворницким. Причем часть из них в XIX ст. была вывезена из нашей области, входящей в состав Екатеринославской и Таврической губернии. Выходит, и эту коллекцию нужно перевезти в Киев?


Также в свое время из Украины были увезены в Санкт-Петербург скифские коллекции, где и остались. Если хочешь что-то посмотреть - это только туда. Так что если начнется сбор каменных баб, то пострадают в первую очередь районные музеи, потом доберутся и до областных.


- Кстати, в ходе экспедиции я когда-то нашел в Приморском районе уникальную гранитную половецкую статую - двухголовую, то ли братьев, то ли соправителей. Причем одна голова была срублена. Сейчас вроде бы эта каменная баба помещена в Приморский музей. В Куйбышевском районе, село Бельманка, полтора года ходоки от коллекционера приходили к пенсионерке, в итоге выкупили каменную бабу идеальной сохранности, стоящую у нее в огороде, за 200 гривен. На «черном» рынке хорошая гранитная половецкая статуя стоит одну тысячу долларов, скифские - подороже. Историю некоторые понимают слишком буквально, «народное - значит, ничейное».



Справка:


Каменные бабы - антропоморфические каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда женщин.
Ставились на курганах древними народами, например, скифами, половцами. В древние времена на Руси каменные статуи называли истуканами. В «Слове о полку Игореве» упоминается «тмутараканский истукан». Найдены в больших количествах в степной полосе восточной Украины, России, южной Сибири, в Германии, Средней Азии и Монголии. Связаны с культом предков.
Типы половецких каменных статуй:
- антропоморфные фигуры из специально подобранных удлиненных камней;
- изображения мужчин с усами и небольшой бородой;
- изображения мужчин преимущественно без шапок, иногда с одной или несколькими косами до пояса. На некоторых фигурах одно или оба уха украшены сережками, изредка на шее гривна или ожерелье;
- изображения мужчин, одетых в кафтан с треугольными отворотами и узкими рукавами. На талии - пояс с набором украшений, пряжек и бляшек. Реже в просторной одежде с широкими рукавами без пояса и оружия;
- фигуры с кинжалом или саблей;
- фигуры женщины с подчеркнутыми детородными органами;
- каменные бабы с сосудами, которые они держат в правой руке, реже в обеих руках. Формы сосудов разнообразные: кубки, чаши, цилиндрические сосуды. Известно несколько случаев, когда на правой руке - сидящая птица;
- старейшие типы статуй (первые десятилетия XI века) - стеловидные плоские со слабой детализацией фигур или совсем без нее.


Автор: Елена Кравец, газета "Наше время+" от 30.06.2011 г.
Фото: Александра Прилепы

Фотограф Денис Минаев Запорожье

Кадрим Продакшн

Погода

Новости Запорожья

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователя и 5 гостя.

Реклама

Реклама на WOMAN

(с) Все права защищены