Наверно, не найдется ни одного туриста Бердянска, который бы отказал себе в удовольствии прогуляться вечером по набережной и сфотографироваться на фоне забавных изваяний из бронзы. Вот затисканный до блеска руками «колорадо» (так местные называют приезжих) «Бычок-кормилец». А вот пузатая и совсем не противная «Жаба», расписанная автографами поклонников.
Сворачивая в сторону улицы Свердлова, натыкаешься на канализационный люк, из которого по грудь торчит слесарь-сантехник, попыхивающий сигареткой. Буквально в 200 метрах ходьбы отсюда находится мастерская автора всех этих небезынтересных произведений искусства Николая Мироненко.
Последний месяц художник-скульптор почти все свободное время проводит на рабочем месте. На носу презентация персональной выставки в Запорожье, надо все успеть сделать до 24 июня. Вот и сейчас, не смущаясь моего присутствия, Николай Терентьевич продолжал творить - подрисовывал одному из мальчишек, играющих в футбол, губы. «На втором этаже стоит еще одна незавершенная картина, морской пейзаж, которую я тоже представлю в Союзе художников».
- Вы коренной бердянец?
- Да, я здесь родился. В 16-летнем возрасте переехал с семьей в Днепропетровск, потом - в Ленинград. Девять лет прожили в Братске. Поскольку у меня слабое здоровье, в 80-м пришлось вернуться на родину. Мои родители были простые работяги, земледельцы. Возможно, и я стал бы неплохим агрономом или трактористом, если бы дома не загрузили физической работой. Ежедневно подъем в четыре утра: коров подоить, поросят покормить, сено накосить... И я понял - надо бежать. Решил поступать в «Мухинское училище» (ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица - Авт.). С первой попытки с треском провалился. Со второй еле-еле пролез. Получил диплом художника монументальной росписи интерьеров и экстерьеров.
- В 2000 году на Приморской площади появилось ваше дебютное изваяние «Бычок-кормилец». Почему решили вылить из бронзы именно эту рыбку?
- Идейным вдохновителем и заказчиком почти всех моих скульптур был тогдашний горголова Валерий Баранов. Дело в том, что в 30-х и 40-х годах бычок и тюлька спасли бердянцев от голодной смерти. Знаете, сколько существует пород и видов бычка?.. Около двух тысяч! Причем, разных по форме и окрасу: кругляк, мартовик, растрепа, песчаник, куцак, хрусталик, кочегар и т. д. Моей задачей было изобразить декоративного бычка, по которому бы ползала детвора. Изначально, планировалось установить его не на каменном пьедестале, а на бронзовой сковороде. Но это повлекло бы дополнительные финансовые затраты.
- Бычок - не единственный кормилец азовских глубин, которому вы возвели монумент?
- Верно. Есть еще памятник осетру, установленный в мае текущего года на территории санатория «Бердянск». Табличка на гранитной глыбе внизу говорит сама за себя: «Здесь водились осетры...». Когда-то, еще до распада Советского Союза, этот морской деликатес являлся главной валютной единицей города, но потом его истребили. Вы, наверное, думаете, что я заядлый рыбак? Это не так. Я, скорее, крестьянин, который последние 10 лет любит покопаться в земле. Однако не могу заниматься целый день одним и тем же занятием: пишу картину, пропалываю клубнику, ухаживаю за виноградом, делаю вино...
- Значит, тема «Дачников» вам очень близка?
- Как это ни странно, я долго ее не принимал. Когда же сделал первый эскиз, понял, что это шикарная скульптура сегодняшнего дня - поза буквой «Г», в которой стоит весь наш народ. Я, кстати, предлагал Валерию Алексеевичу написать на ней: «Ми, як є». Но он, по понятным причинам, был против. «Дачники» стоят около центрального рынка. Хотя, на мой взгляд, наиболее подходящим местом для них была бы улица Труда, где ходит много народа.
(Возле ног согбенных женщины и мужчины сидят колорадский жук-гулливер и капустница, на которых постоянно охотятся коллекционеры-«металлисты»).
- Скульптура «Жаба» также продукт вашего труда... Как вообще относитесь к этим земноводным?
- Ой, замечательно! Красивые и полезные божьи создания. В старину жаб и лягушек бросали в кувшин с молоком, чтобы оно дольше не скисало. Но моя героиня - монстр, олицетворяющий человеческие пороки. Она сидит на четырех головах: юноши, зрелого мужчины, ветхого старика и женщины - всех их время от времени «жаба давит».
- На каком заводе отливается скульптура?
- На ОАО «Южгидромаш», единственном промышленном предприятии, где сохранились литейные цеха. Ребята там добросовестные, хорошие вещи варят из качественных сплавов.
- От нынешнего мэра Алексея Бакая не поступали предложения сотрудничать?
- Пока нет. Но я сейчас не без дела. На косе есть семейный пансионат. Так вот мне поступил частный заказ сделать скульптуру женщины в интересном положении вместе с ребенком. Я уже набросал черновой вариант эскиза. Как только вернусь из Запорожья, сразу же приступлю к работе.
Автор: Ирина Перепелица, газета "Наше время+" от 30.06.2011 г.
Фото: газета "Наше время+"