«Талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами». Этот афоризм слишком хорошо понимает украинский правящий режим . Его представители делают все, чтобы таланты ни в коем случае никуда не пробились. Ведь они могут изменить систему. Систему, построенную на бездарности и какой-то животности властной клики. Систему, которая уже начала пожирать сама себя, набивая животы своих хранителей трюфелями и фуа-гра, а их бумажники и банковские счета - вынутыми из разлагающейся экономики миллиардами. Чтобы эта уродливая сказка не заканчивалась, нынешняя «элита» старается воспитать себе достойных преемников: бессовестных хапуг, беспринципных торгашей и трусливых посредственностей.
В сотне лучших университетов мира нет ни одного украинского вуза. Диплом о высшем образовании уже давно не является признаком полученных знаний. В наших институтах студенты умеют устраивать вечеринки, заниматься любовью, давать взятки преподавателям - только не получать необходимые на сегодня знания и навыки. Сотни ненужных и, зачастую, бездарных юристов, журналистов, экономистов наводнили рынок труда и базарные киоски. В этой массе иногда невозможно отличить получившего диплом для «галочки», от увлеченного своим делом трудяги.
Впрочем, развивать таланты учеников скоро будет некому. Нищенская зарплата педагога заставляет его думать о хлебе насущном, а не о знаниях в головах студентов. И вскоре именно получение «бабла» может стать единственной целью преподавателя.
К чему приводит такое «обабление» образования, можно увидеть на нескольких картинках из жизни. Например, недавно в редакцию пришел преподаватель социологии из Запорожского строительного колледжа - Олег Силантьев. Он рассказал о порядках в этом учебном заведении. Так, некоторые преподаватели только числятся в штате колледжа. Но занятий они якобы не ведут, а зарплату вместо них получают представители администрации учебного заведения. Получается эффект «три в одном»: уходят «налево» сотни бюджетных тысяч, студенты не усваивают необходимые знания - что, в свою очередь, приводит к даче взяток на экзаменах.
В доказательство своих слов Олег Силантьев показал некоторые страницы из журнала занятий колледжа. В них были выставлены итоговые результаты, но текущих записей не было вообще!
А месяц назад у господина Силантьева разгорелся конфликт с директрисой колледжа. По словам преподавателя, дама разрешила этот конфликт просто: устроила драку в кабинете социолога, избив последнего мусорным совком. После такого «интеллигентного разговора» Олег Силантьев попал в больницу, где ему удалили селезенку. Интеллектуальная элита, что тут скажешь...
Директор строительного колледжа Лидия Коробко была не согласна, что драку устроила она. В свою очередь, заместитель директора Анжела Мильчева сначала уточняла, откуда у меня копии страниц журнала. А потом заявила, что данные копии - подделка. И что колледж прошел кучу проверок - безо всяких последствий.
На сегодня по факту происходящего в колледже возбуждено уголовное дело. Что касается будущего необученных студентов, то о нем участники этой истории, похоже, не думают.
Как не думают о детской психике отдельные учителя запорожской гимназии №107 - по мнению некоторых родственников учащихся. В «Субботу плюс» пришло письмо от бабушки одной из учениц 3-В класса этой школы. Женщина жалуется на невыносимые поборы, которые взимают с родителей школьников.
Благотворительными взносами в школах уже никого не удивишь - хотя иногда от благотворительности в этих взносах есть только название. Но, по словам жалобщицы, отдельные педагоги школы №107 пользуются еще одним способом «честного отъема денег» у родителей учеников. «Весь класс ходит на «дополнительные занятия», за которые нужно платить классному руководителю 20 гривен в час. Обычно ребенку нужно посетить два «дополнительных» часа в день. В классе - 28 учеников. Так что сумма получается весьма внушительная», - пишет возмущенная бабушка ученицы.
Женщина уверяет, что тем детям, которые отказываются от «дополнительных занятий» или посещают их недостаточно (?), учитель старается ставить минимальные оценки, придираясь к каждой мелочи. А недавно «дополнительные занятия» по английскому стала вести дочь учительницы, студентка. Которая, несмотря на юный возраст и отсутствие опыта, берет с учеников 35 гривен в час.
Внучка возмущенной женщины посетила всего два «дополнительных занятия». Что, наверное, повредило карману учительницы. Как следствие, повредило это и ученице. Теперь оценки 1 и даже 0 (?) - нередкие гости в дневнике девочки - и это по 12-бальной системе оценивания! Получить «кол» опальная ученица может даже за одну ошибку в контрольной - или, при отсутствии ошибок, за некрасиво написанные буквы.
Директор 107-й гимназии Раиса Чухрай заверила меня, что «дополнительные занятия» в школе абсолютно добровольны. А внучка жалобщицы просто «не тянула» школьную программу - и впоследствии перешла в другую школу. Что касается выставленных оценок, госпожа Чухрай сообщила - мол, «нужно поговорить с учителями, разобраться». В общем, виновной себя или учителей директриса признавать не захотела.
Возможно, не все, что описали преподаватель колледжа и бабушка школьницы, объективно на сто процентов. Личные обиды или чрезмерное переживания за ребенка могли исказить восприятие ситуации. Но то, что подобные истории в наших школах-колледжах-институтах вполне возможны - это факт. Факт, который хорошо показывает отношение нашей власти к интеллектуальному и профессиональному развитию подрастающего поколения.
Гниение захватывает систему образования - при полном попустительстве чиновников. Они оставили учителей один на один с бедностью, заставив зарабатывать деньги. И эти деньги - полученные зачастую нечестным путем - делают преподавателей соучастниками нынешней системы власти. Соучастниками, которые воспитывают в детях корысть и кумовство, как нормы жизни.
«Слуги народа», опасаясь конкуренции, помогают таким же бездарностям, как они сами. А таланты... Да черт с ними, с талантами! Когда в кармане есть дармовое «бабло», проблемы общества и страны отходят на второй план.
Автор: Богдан Василенко, рубрика "Чувства недели", газета "Суббота плюс"