Что читать малышам?

logo.png.jpg

Психологи едины во мнении, что наилучшими книгами для крохи являются сказки, так как они проводники маленького человечка в реальном мире. Какие сказки и в каком возрасте лучше читать малышу, рассказывает детский психолог-психоаналитик Юго-Восточного института психоанализа Екатерина Коваленко.


До двух лет - «перерабатываем» травмы


С помощью сказок ребенок познает окружающий мир, переживает и проигрывает в голове жизненные ситуации. Например, сам процесс рождения - это некая психологическая травма и когда кроха подрастает, ему нужно как-то с ней справиться. В этом вашему ребенку помогут такие сказки, как «Теремок», «Рукавичка», «Репка», «Курочка ряба». Именно в них заложена переработка травмы рождения. Например, рукавичка была маленькая - росла, росла и лопнула - из нее выкатились звери. Если посмотреть, то само действо напоминает процесс рождения. Слушая такую сказку, ребенок, на подсознательном уровне прорабатывает эту ситуацию. Также в этом возрасте мало какого ребенка оставят равнодушным детские стихи Корнея Чуковского.


С трех лет - убираем негатив


Познание внутреннего мира у ребенка начинается с двух лет. С этого времени ребенок начинает отделять себя от других людей, пересматривать свое отношение к ним. Нередко вместе с этим и страх из-за того, что малыш испытывает негативные чувства к самым близким людям и не знает, как с этим справиться. В этот момент на выручку приходят сказки, в которых есть проявление агрессии и борьбы. В таких сказках легко отличить добро от зла - малыш точно знает, что Баба Яга будет наказана, Царевич найдет свою невесту, и добро обязательно победит!


Важно, что читая такие сказки, ребенок познает мир отношений - между родителями и детьми, братом и сестрой, мужчиной и женщиной (любовная линия в сказках). Здесь затрагиваются и различные аспекты чувств - страх, агрессия, гнев, тревога. Такая четкая организация сказки позволяет ребенку распределить свои чувства, а счастливое окончание настраивает на веру в лучшее и помогает принять правильное решение.


При чтении сказки обратите внимание на то, кто из героев наиболее симпатичен ребенку, с кого он берет пример. Не волнуйтесь, если малыш симпатизирует злодеям. Попробуйте вместе с ним найти положительные качества в этих персонажах: кто-то очень сильный, кто-то искренне заботится о своих детях, кто-то упорно идет к своей цели.


Часто в процессе прочтения сказки у вашего малыша появляются вопросы - не отвечайте на них прямо, а попробуйте порассуждать об этом вместе. Спросите, а что ваш малыш думает по этому поводу? Какой выход из сложившейся ситуации видит? Это поможет ребенку глубже понять прочитанное, а вам - лучше узнать скрытые чувства ребенка. Обсуждение сказок дает возможность использовать полученную информацию в повседневной жизни, увидеть отношение маленького человека к окружающему миру и близким людям.


Старшие дошкольники: знакомим с новым


Ребенок пяти-шести лет уже готов воспринимать авторские сказки, он начинает идентифицировать себя с волшебными героями. Однако, к примеру, грустные сказки Г.Х.Андерсена поймет и воспримет не каждый малыш. Знакомить ребенка с творчеством таких авторов нужно не навязчиво, следя за его реакцией.


Выбор же сказок для младших школьников достаточно широк. В возрасте 7-11-ти лет дети начинают «примерять» сюжеты на себя, поэтому можно выбирать сказки о детях примерно того же возраста. Например, можно обратиться к творчеству Астрид Линдгрен, Джанни Родари, Александра Милна, к многотомнику Александра Волкова. Да и первые две книги Гарри Поттера - тоже отличные волшебные сказки для этого возраста.


Сочиняем сказки вместе


Хороший терапевтический эффект дает совместное сочинение сказок. Выбрав на главную роль, например, маленького зайчика, предложите малышу рассказать, где он был, что с ним происходило сегодня, чего он боится. Такое сказкотворчество отлично дает понять родителям, что происходит с внутренним миром ребенка.


Проанализировав эмоциональную проблему вашего малыша: почему он тревожен, агрессивен, капризен - сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать вашему ребенку решать его проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т.д.). Придумайте сказочного героя, слегка внешне и по характеру похожего на ребенка, у которого по сюжету появляется много возможностей для преодоления трудностей и препятствий. Ваш малыш сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.


Что читают юные запорожцы


Опрос, проведенный среди консультантов книжного магазина «Буклет», показал, что на сегодня наибольшей популярностью пользуются книги таких авторов, как Г.Х.Андерсен, Братья Гримм, Льюис Кэрролл; стихи Агнии Барто и Корнея Чуковского. Также в лидерах детская обучающая литература - всевозможные хрестоматии, азбуки, литература для подготовки к школе. Всегда на пике популярности сборники народных сказок, детские рассказы Кати Матюшкиной и Андрея Усачева.


Подготовила Вилена ВИЗИР, Миг

Фотограф Денис Минаев Запорожье

Кадрим Продакшн

Погода

Новости Запорожья

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователя и 1 гость.

Реклама

Реклама на WOMAN

(с) Все права защищены