Советское общество и идеология социализма полностью изменили отношение к женщине как к работнику . «Женщина тоже человек!» - под таким лозунгом представительницы слабого пола шли на стройки, садились за рычаги комбайнов и в кабины башенных кранов. И даже добивались значительных результатов - бригада бетонщиц под началом легендарной Полины Шило на стройке Днепрогэса тому примером. Советский Союз рухнул, но менталитет остался - и поныне многие женщины работают на традиционно мужских профессиях
Женщинам скидок не делают
О запорожской крановщице Алёне Мамай мы уже писали прошлой осенью - тогда она «засветилась» на всю страну, приняв участие в песенном конкурсе «Х-фактор». Алёна работает на запорожском трансформаторном заводе уже много лет. Причем является продолжателем династии - крановщиками работали также ее мама и тетя.
«Меня в коллективе любят и ценят», - говорит Алёна и увлеченно рассказывает о своей профессии. На работе - исключительно мужское окружение. «Мужикам нравится, как я пою - а мне приятно», - улыбается она.
Впрочем, трактористками и шпалоукладчицами в наше время кого-то удивить сложно. Равно как и женщинами-водителями электротранспорта. И тут я вспомнил, что когда-то ехал в одной из запорожских маршруток с женщиной за рулем. Было это давно, но я попытался разыскать ее - дежурил на конечных остановках маршрутов и расспрашивал водителей-мужчин. И мои поиски в результате увенчались успехом - когда один из «зазывал» со словами «так это ж моя кума!» дал мне номер мобильного.
Елена Семенова - одна из двух запорожских женщин-водителей маршруток, работает на направлении №63 БК ЗАлК - ул. Малиновского. «Есть еще одна женщина - она ездит с «Металла» на Владимирское (село под Запорожьем - ред.). - Я с ней давно хочу познакомится - но пока что не получилось», - рассказывает мне Елена.
«На маршрут» она вышла не ради удовольствия. «Мне нужно кормить детей - и я зарабатываю этим на жизнь», - говорит Елена. Впрочем, работа ей нравится и доставляет удовольствие. «А иначе и нельзя - будет нервный срыв», - рассказывает она.
Причин для срыва хватает - и хамство пассажиров, и постоянная конкуренция среди водителей. «На то, что я женщина, никто скидок не делает. Хотя уже перестали удивляться, когда видят меня за рулем - привыкли. Есть даже постоянные пассажиры, готовые ждать на остановке чтобы сесть именно ко мне», - смеется Елена.
Разницы между женщиной и мужчиной водителями Лена не видит. «Я в таких случаях говорю - мужчина ведь тоже не рождается с рулем в руках. Тут либо дано, либо не дано», - говорит она. Но все же уверена, что может заткнуть за пояс многих мужиков-«водил» - благодаря опыту и внимательности на дороге.
Девушки по вызову
Пообщавшись с Еленой, мне стало интересно - а есть ли в Запорожье женщины-таксисты? Разыскать их, впрочем, оказалось непросто. «Была, но уже не работает», - такой ответ я слышал в большинстве запорожских служб такси. А в одной из фирм директор вообще оказался категоричным и принципиальным. «Я женщин на работу водителями не беру. Это не женская работа», - сказал он.
Впрочем, поиски увенчались успехом - сразу двух женщин-водителей я отыскали в фирме «Оптимальное такси». Правда, называть их имена и фотографировать они не разрешили. «Работа небезопасная, а женщины-водители всегда на виду - поэтому опасаются представляться», - объяснила нам директор фирмы Лариса Смирнова.
Наслушавшись ужасов про женщин за рулем, задаю вполне закономерный вопрос - не боится ли она брать на работу водителями представительниц слабого пола. «Совершенно не боюсь, даже наоборот. Женщины более осторожны и внимательны, они гораздо реже мужчин попадают в ДТП», - отвечает Лариса Смирнова.
По словам Ларисы, к женщинам-таксистам у них в службе особое отношение. «Все водители-мужики считают своим долгом помочь в проблемной ситуации - будь то поломка или хам-клиент», - говорит она. Впрочем, не скрывает - проблем с клиентами у женщин-таксистов возникает не меньше, чем у мужчин. «Бывали случаи, что клиенты распускали руки или доставали фривольными вопросами. Ничего, справлялись - вызывали коллег, приезжали наши мужчины и разбирались», - рассказывает Лариса.
Пока торговала запчастями - стала автолюбителем
В наше время женщина на рынке никого не удивляет - представительницы слабого пола торгуют самыми разными товарами. Я решил проверить, так ли это - и отправился искать женщин-продавцов в святая святых мужского альтер-эго - на рынок автомобильных товаров. И в первом же ряду увидел за прилавком женщину.
«Годы практики», - смеется Светлана, продавец автозапчастей в ответ на мой вопрос: как она разбирается в этой куче железного барахла. И тут же начинает объяснять подошедшему покупателю что-то про карданные валы и тормозные колодки. Я не автолюбитель, и о машинах имею довольно поверхностное представление. Тем больше было мое восхищение женщиной, разбирающейся в исконно мужском занятии.
«Вокруг вас сплошные мужчины - не было ли насмешек с их стороны?», - спрашиваю я. «Нет, что вы! Когда я только начинала торговать на рынке - мне наоборот, охотно все рассказывали и показывали», - говорит Светлана. Продает автозапчасти она уже пятый год. «За это время сама успела стать автолюбителем - могу на равных спорить с мужем о том, какая коробка передач лучше. Я ведь еще и автомеханик - могу разобрать и собрать машину», - смеется женщина.
Всей семье чинила обувь
Пошивкой одежды во все времена традиционно занимались женщины. А вот изготовлением и починкой обуви - мужчины. Но в поисках необычных женских профессий мне удалось отыскать женщину-сапожника. Марина работает в небольшом обувном киоске на Правом берегу. «Я, наверное, единственная в Запорожье сапожница», - шутит она.
Такую необычную для слабого пола профессию Марина выбрала сознательно - говорит, с детства любила работать с кожей, делала всевозможные поделки, которые сейчас принято называть «handmade» (с англ. «ручная работа» - ред.). «Всей семье чинила обувь», - рассказывает Марина. Специального образования она не получала - просто в какой-то момент поняла, что хочет этим заниматься и зарабатывать деньги.
Марина не только ремонтирует старую обувь - она еще и шьет на заказ сапоги, сумки, делает ремни. «А как клиенты? Не переживают, что их туфли будет чинить девушка?», - интересуюсь я. «Поначалу всякое бывало - и удивление, и недоверие. Но я за несколько лет себе создала репутацию - теперь приезжают даже из других районов города», - отвечает она.
Автор: Тимофей Макаров, газета "Суббота плюс" от 10 марта 2011 года