Сейчас и сразу. Вы считаете, что это самый главный принцип раннего развития? Тогда эти 10 мифов специально для вас...
Самая большая ошибка сторонников и противников раннего развития - увлечение крайностями. Одни с первых дней жизни нагружают новорожденного информацией, другие не отвечают на вопрос: «Мама, что это за буква?», пока не напишут заявление о приеме малыша в школу. Будем надеяться, что чаша фанатизма нас минует и мы выберем верный путь. Ведь если правильно расшифровать дорожные знаки, расставленные на трассе «Раннее развитие» авторами методик, мы непременно доставим ребенка к цели: гармонии, познанию мира и самого себя. Но в пути можно и заблудиться... Чтобы этого не произошло, давайте внесем ясность в вопрос, чем на самом деле раннее развитие не является, - то есть развенчаем мифы-вредители.
1. Раннее развитие - это освоение школьной программы с пеленок.
Нет, нет и еще раз нет. Родители многих карапузов мысленно примеряют на них университетские мантии задолго до того, как несмышленыши начнут уверенно передвигаться на своих двоих и разговаривать. Взрослых можно понять, ведь им так хочется общаться с любимым чадом на равных, поделиться с ним своими идеями и наблюдениями! Да и дать малышу ранний старт в успех - согласитесь, тоже неплохая затея! Правда, в осуществлении этого благого намерения есть одна загвоздка: для малютки академическое знание совсем не сила, а скорее помеха, скрывающая реальный мир. Раннее развитие не значит преждевременное. Школьная муштра (сиди/лежи - учись!), обучение ходьбе в полгода, карточки со словами на завтрак, обед и ужин, а также на все свободное от еды время, грубое натаскивание на манипуляции с какой-то сложнейшей штуковиной - все это дорога совсем не туда. Другое дело - создать условия, помогающие раскрыть внутренний потенциал ребенка: развить сенсорику, память, движения, координацию в пространстве, заложить основу физического и психического здоровья, Это верный путь. А как им пойти? Очень просто! Не ставить интеллектуальные забавы выше двигательных. То есть малышу желательно все познавать в бесшабашной активной игре: те же картинки по Доману кроха может рассматривать, ползая по ковру, или развивать пальчики и речь, рассыпая по посудинкам крупную фасоль (под маминым, конечно, присмотром).
2. Раннее развитие нормальному ребенку чуждо.
Ноги у этого мифа растут из недопонятой информации о методиках, вроде предложенной Марией Монтессори. Изначально она действительно была рассчитана на умственно отсталых больных детей. Но постепенно выяснилось, что и вполне благополучные малыши здорово прогрессировали, занимаясь по этой системе. Также и методика Домана разрабатывалась для детей с нарушениями работы мозга, а оказалась применимой и для остальных, абсолютно здоровых малышей. Давайте разберемся, идет ли идея раннего развития вразрез с традиционным воспитанием. И да, и нет. Да, если считать традицией пускать развитие ребенка на самотек. В этом случае способности малыша вынуждены либо «спать», чтобы проснуться поздно или никогда, либо пробивать себе путь, зарабатывая шишки и нагоняи своему хозяину. Нет, если считать естественным и таким понятным желание уделить ребенку внимание, признать в нем личность, помочь ему освоить этот мир, найти в нем свое место. Ведь можно воспитывать малыша и «вполне традиционно», просто подбирая из арсенала методистов забавы и игры, соответствующие возрасту малютки.
3. Раннее развитие подходит не всем детям.
Тоже неверно. Разве кто-то против стать счастливым (если и найдется такой уникум, то окажется, что в своем старательно ограждаемом «несчастье» он... счастлив!)? Просто не следует слепо переносить абзацы из умных и толковых книг на своего неповторимого ребенка. Нужен индивидуальный подход. Лучше прочитать и осмыслить идеи разных авторов, а затем творчески их сочетать. Поначалу никто не знает, какое занятие даст наибольший толчок для развития малютки. Наблюдайте, экспериментируйте, ищите ключик к талантам своего малыша. Попробовали один элемент, подошел - пополнили им копилку идей, не подошел - перешли к следующему и т. д.
4. Раннее развитие перегружает мозг крохи.
У мозга есть отличная способность: когда ему не хватает сил, он просто отказывается воспринимать информацию. Уставший малыш не станет пялиться на страничку или картинку, а просто переключится на что-то другое или вообще встанет и уйдет туда, где интересней. Если такое произошло, не возвращайте своего маленького ученика силой на место - это не даст толку. Создайте вокруг малыша развивающую среду (картинки, книги, кубики, краски и т. д.), которая будет в его полном распоряжении. Он сам выберет день и час. когда дозреет постигать информацию.
5. Если заниматься с ребенком с пеленок, он обязательно станет гением.
Если вы угадаете склонности и интересы крохи и будете их развивать усиленно, но не вопреки детской природе и здоровью, получится добрый гений, или по крайней мере талант. Не угадаете - рискуете травмировать психику малыша, то есть получить гения злого. Решать вам. Но в обоих случаях не стоит зацикливаться на чем-то одном - дайте малышу возможность расширять свою Вселенную в разные стороны. Ведь все науки взаимосвязаны, как и частички этого мира. Например, знаете ли вы, что полифония Баха помогает развитию математических способностей (за счет увеличения связей между нервными клетками головного мозга)?
6. Раннее развитие лишает ребенка детства.
Только в том случае, если идея изначально понята неправильно. Короче говоря, нет. Малыш постоянно учится, изучает мир, но делает это при одном непременном условии - наличии интереса. Автор любой методики обязательно предупреждает об этом. Занимайтесь, только пока ребенку любопытно, переключайтесь между разными видами деятельности, активно отдыхайте, ползайте, бегайте, прыгайте, лазайте, катайтесь с горок! Не забывайте, что физические развитие подхлестывает интеллектуальное.
7. Ранним развитием детей занимаются только в богатых семьях.
Это правда! Но богатых на любовь, душевную теплоту и внимание. Если этих важных составляющих нет, нет условий и для плодотворного раннего развития. И никакие супердорогие игрушки или вышколенные преподаватели модных обучающих курсов не перевесят эту чашу весов. Ведь кроме внешней атрибутики, огромное значение имеет то, что малышу рассказывают и показывают близкие люди, во что с ним играют, какими чувствами и эмоциями раскрашивают его дни и ночи. Многие развивающие игрушки и пособия можно сделать своими руками. А такие полезные занятия, как пальчиковая гимнастика, лепка из соленого теста, знакомство с разными фактурами, поиск большего-меньшего и т. п. вообще не требуют капиталовложений.
Пригодится все, что есть под рукой, - кубики, плюшевые игрушки, малышовые носочки и т. д. - а методики раннего развития станут подсказкой к действию.
8. Заниматься ранним развитием можно только в специализированных центрах.
Вовсе нет. У центров есть свои плюсы: квалифицированные преподаватели, специфические учебные пособия, особая атмосфера. Однако такие условия несложно создать и дома. На первых порах, когда ребенок еще совсем крошечный, никаких дальних вылазок в школы раннего развития и не нужно - мама справится сама. Было бы желание. Преподаватели специализированных центров, как правило, не готовы вести уроки тет-а-тет с учеником, а набирают небольшие группы и работают с ними фронтально. Не знаете, с чего и как начать домашние занятия? Пригласите профессионала к себе домой - он даст дельные рекомендации, подходящие вашему малышу.
9. Если ходить на занятия в школу Монтессори или Штайнера (вальдорфскую), ребенок либо вырастет без фантазии, либо будет мало знать.
Жить по методике круглые сутки не обязательно. Да, Мария Монтессори обходила вниманием сказки, в ее методике их нет, но кто мешает вам любить, читать и рассказывать крох сказки дома? Точно так же «погружение» в творчество по Штайнеру н означает, что нельзя подпитывает мозг крохи конкретными знаниями: примеру, чертить пальчиками на буме ге геометрические фигуры, рассматривать на прогулке формы листочков искать красные и желтые цветочки в клумбах... Где бы и чем бы ни занимался ваш ребенок, следить за его гармоничным всесторонним развитием - прежде всего задача родителей.
10. Деткам, которых развивали с малолетства, потом неинтересно учиться в школе
Если следовать за мыслью, то окажется, что и в детском саду, и в школе особенно стараться не нужно - вдруг потом будет скучно в вузе? А если серьез но, то вернемся к первому мифу, сразу станет ясно: школьные знания - за пределами целей раннего развития То есть малышу найдется что узнать 01 преподавателей. Просто, в отличие ел сверстников, ему будет легче адаптироваться к потоку знаний, ведь ему эта «кухня» уже знакома! Соответственно, и КПД от времени, проведенного за партой, увеличится. Ищите хорошую школу и сильных учителей, владеющих своим предметом, умеющих зажечь идеей и знающих меру в нагрузках - там будет не до скуки.
Ирина Маркова, мама и педагог
Выбираем для умнички-грудничка методику по вкусу
Методика Бориса и Лены Никитиных - Упор на физическое развитие грудничка и стимуляцию хватательного, шагового и плавательного рефлексов, закаливание, массаж, занятия на домашнем спорткомплексе. Деткам постарше Борис Никитин предлагал игры-головоломки для развития логического и образного мышления.
Методика Глена Домана - Доман считал, если не давать нервным клеткам мозга подпитки, они отмирают. Поэтому 10-30-секундные уроки математики, чтения и энциклопедических знаний нужны с пеленок.
Методика Марии Гмошинской - Грудничковое рисование-экспромт съедобными красками {пальчиками, ладошками, кисточками...), акварелью, фломастерами.
Методика Марии Монтессори - «Помоги мне сделать это самому» - основной принцип методики. Развитие моторных и сенсорных навыков. Ребенок сам изучает созданную для него среду, а вы помогаете.
Методика Штайнера (вальдорфская) - Отрицание ранней интеллектуальной нагрузки. Развитие через творчество, ремесла, подражание, игру. Предпочтение отдается самодельным игрушкам.
Методика Сесиль Лупан - Адаптация разных методик под конкретного ребенка. Обучение через практику, постоянное общение, рассказы в картинках об окружающем. Домашние энциклопедии.