Кризис одного года

Это серьезное испытание для родителей. Малыш, который недавно был таким послушным, становится капризным и упрямым. Он начинает активно проявлять себя и упорно отстаивать свое «Я».
Татьяна Поляк, психолог


КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ
Кризис может начаться и в десять месяцев, и в год, и после года. Вы замечаете, что малыш становится более самостоятельным: после того как он научился ходить, его невозможно остановить. Он начинает ходить сразу после пробуждения и продолжает делать это, кажется, даже во сне. Ему нужно срочно осваивать неизведанные территории, в том числе и такие, куда мама ходить не разрешает. Теперь на запреты ребенок реагирует возмущением - криком, капризами, плачем, упрямством. Если это не помогает, в ход идет тяжелая артиллерия - истерика и падение на землю с художественным дрыганьем ногами.
Поведение ребенка меняется и становится крайне непоследовательным.
* Малыш противится вашему желанию приласкать его, но в то же время совершенно не может без вашего внимания - требует его именно тогда, когда вы заняты или собираетесь уходить.
* Ребенок становится маминым хвостом в буквальном смысле слова - цепляется за ее одежду, не дает маме покинуть дом хотя бы на полчаса.
* Появляются проблемы со сном: время сна сокращается, а процедура укладывания удлиняется.
* Взаимоотношения с едой тоже переживают не лучшие времена: некоторые малыши становятся гурманами и требуют исключительных блюд (например, макароны с вареньем), другие просто охладевают к еде, третьи едят «периодами».

Кризис одного годаСТРАХИ И КАПРИЗЫ
Умение ходить дает малышу чувство физической независимости. У него появляются собственные желания, и он понимает, что может удовлетворить их самостоятельно. И как следствие - у него начинает зарождаться воля («я хочу - дай мне») и целеполагание («я хочу - значит, надо добиться»).
В этот ответственный период ребенок должен быть уверен, что его не бросят, и мама всегда будет рядом.
Если вам нужно уйти - не делайте этого внезапно или, хуже того - «потихоньку», пока он не видит. Предупредите малыша, скажите, куда идете, когда вернетесь, приласкайте его. Если ребенок боится отпускать вас даже в ванную, не стыдите его и не оставляйте насильно в комнате одного - посадите в ванной комнате на табуретку и дайте ему поиграть с мочалкой, пока моетесь.
Аффективные реакции (плач, истерики) могут быть вызваны не только запретами и непониманием, но и скукой, желанием добиться отмены запрета или усталостью. Способы борьбы со скукой известны: игры, разговоры, чтение стихов или пение. В случае капризов по поводу запрета стоит занять жесткую позицию, иначе малыш привыкнет, что всего можно добиться - стоит лишь поплакать. Будьте тверды, но не агрессивны.

ВЕДИТЕ СЕБЯ ПРАВИЛЬНО
Сейчас родителям очень важно понять, что негативизм малыша - нормальное поведение (кстати, кризис может протекать без истерик и слез). Ребенок учится утверждать себя. Ваша задача -поддержать его, перестроив свое поведение и способ взаимодействия с малышом. Теперь вы - не всесильное существо, предвосхищающее потребности, а товарищ по игре, помощник и... пример для подражания. Стиль общения - не руководство, а сотрудничество. И не забывайте постоянно показывать малышу свою любовь!
Запреты
Часто вспышки детского негативизма обусловлены большим количеством запретов. Чтобы меньше запрещать что-нибудь ребенку, попробуйте создать для него максимально безопасную среду. Все ценное, опасное и хрупкое уберите, важные ящики заприте на ключ. А для прогулок вместо опасных улиц и магазинов, в которых постоянно будет звучать слово «нельзя», лучше выбирать скверы. Когда будете убирать все ценное, подумайте - точно ли это нужно прятать от ребенка. Почему, к примеру, малышу нельзя поиграть на папиной гитаре? Еще раз продумайте и систему запретов. Почему нельзя стоять в песочнице на коленках и брать песок руками? Если вдуматься, многие «нельзя» лишены здравого смысла и вызваны лишь родительским нежеланием (стирать грязные штаны, подсаживать тысячный раз на дерево) или боязнью осуждения окружающих («что это он у вас по земле ползает?»).
Малыши очень чутки к тону - забудьте «назидательные» интонации или крик. Запрещая, спокойно объясните, почему вы это сделали. И попробуйте найти альтернативу: можно рвать не книжку, а старую газету, валяться не на холодной земле, а на лавочке, бросаться не песком, а осенними листьями.
Непонимание
Вторая распространенная причина детского негативизма - непонимание родителями своего чада, его только формирующейся речи. Остается одно - внимательно наблюдать за своим ребенком и учиться понимать его. Если вы будете прислушиваться к тому, что лепечет кроха, пытаясь понять, что именно он имеет в виду, поводов для недовольства будет меньше.

ПОЗНАЕМ МИР В ИГРЕ
Игры - незаменимый помощник во всех вопросах воспитания. Так, одеть ребенка на улицу гораздо легче, когда он слушает знакомые стихи. Есть суп ему интереснее, когда каждая ложка - «грузовик», а рот - «ворота», куда «грузовик заезжает». И спать малышу лучше ложиться не в кровать, а в «норку» - ведь вы играете в лисят!
Основное занятие малыша сейчас - исследования. А вы - волшебник, помогающий ему. Постарайтесь, чтобы испуг по поводу разбившейся чашки или боль от упавшего на ногу половника не отбили у малыша охоту осваивать мир. Лучше не запрещать, а помогать - поддерживать что-то тяжелое, поднимать выше к предмету, который вызвал его любопытство.
Малыш понимает гораздо больше, чем вам кажется. Рассказывайте ему обо всем вокруг. Называйте предметы и явления, объясняйте, куда поехала машина, куда пошел тот человек, какое сейчас время суток. Проговаривайте вслух его «просьбы» и желания: «Ты хочешь этот мячик?», «Предлагаешь пойти на горку?» Показывайте малышу, для чего предназначены те или иные предметы, учите разным способам использования одной вещи. И не забывайте, у детей - свой ритм, гораздо более медленный, чем наш, взрослый. Дайте ребенку возможность насытиться впечатлением от чего-то, его заинтересовавшего, не дергайте, принуждая куда-то идти или переключаться на что-то новое, даже, по вашему мнению, более любопытное.
Кризис одного года не обязательно проявляется слезами и криками, многие родители и не замечают каких-то особенностей в поведении ребенка в этот период. Если вам не повезло, не стоит винить себя в плохом воспитании или бросаться «переделывать» ребенка. Помните - это всего лишь переходный этап, и из него, как из любого кризиса, вы и ваш малыш выйдете более сильными, более умелыми и лучше понимающими друг друга. По крайней мере, к этому надо стремиться.

РАССКАЗЫВАЮТ РОДИТЕЛИ

мама Елизавета:
«Дочке год, и она сейчас переживает кризис. Если ей что-то не нравится, начинается крик, плач, истерика, катание по полу. Я говорю ей: „Когда успокоишься, приходи", - и удаляюсь в другую комнату. Истерика почти сразу прекращается. Так же я поступала и с двумя старшими сыновьями - метод срабатывал.»
папа Илья:
«У взрослых в семье должны быть одинаковые требования к ребенку Неправильно, если один что-то запрещает, а другой -разрешает. Ребенок может запутаться в правилах, и это будет только приводить его к раздражению и истерикам».
мама Лариса:
«Если моя годовалая дочь начинала кусаться, царапаться, то я сажала ее к себе на колени и говорила спокойно: „Соня, маме больно! Мама будет плакать! Ты хочешь этого?" Она отвечала „Нет!" И потом я сразу пыталась переключитьна что-нибудь ее внимание - на интересный предмет, на игрушку, на книжку...»
папа Игорь:
«Если уговоры не помогают, поступайте с ребенком так же, как и он с вами. Если он укусил вас, сделайте то же самое, если ущипнул - ущипните его тоже! Ребенок же не знает, как вам больно, а на словах объяснить ему еще очень сложно.»

Журнал «Мой Кроха и Я» (сентябрь 2009)

Фотограф Денис Минаев Запорожье

Кадрим Продакшн

Погода

Новости Запорожья

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователя и 0 гостя.

Реклама

Реклама на WOMAN

(с) Все права защищены