Всех родителей, независимо от возраста ребенка, волнует вопрос: правильно ли он развивается, соответствуют ли его способности возрастным нормам. Что ж, давайте вместе попробуем выяснить, какими навыками должен овладеть человек от рождения до окончания начальной школы. Только имейте в виду, что этот перечень будет, с одной стороны, далеко не полным, а с другой - несколько условным. Ведь норма - это всегда что-то примерное, среднестатистическое, а все дети индивидуальны и неповторимы.
1 месяц
должен уметь ребенок
- лежа на животе на плоской поверхности, на короткое время приподнимать голову;
- фокусировать взгляд на лице;
- реагировать на общение с ним - переставать плакать концентрировать внимание на взрослом.
может также уметь
- провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см;
- лежа на животе, поднимать голову на 45°;
- издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать);
- улыбаться в ответ на вашу улыбку.
2 месяца
- улыбаться в ответ на вашу улыбку;
- издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать).
- лежа на животе, поднимать голову и даже грудь на 45°;
- твердо держать голову в вертикальном положении;
- переворачиваться (в одну сторону);
- держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
- тянуться к предметам;
- соединять руки;
- смеяться вслух; - визжать от восторга.
3 месяца
- лежа на животе, поднимать голову на 45°; оживляться при общении со взрослыми, агукать.
- лежа на животе,поднимать голову на 90°;
- рассеянно улыбаться;
- переносить часть веса на ноги в вертикальном положении;
- поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его стараются посадить;
- поворачиваться на голоса, особенно голос матери; - издавать фыркающий звук.
4 месяца
- лежа на животе, поднимать голову на 90°;
- громко смеяться;
- провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° (с одной стороны на другую).
- переносить часть веса на ноги в вертикальном положении;
- сидеть без опоры;
- возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку.
5 месяцев
- твердо держать голову в вертикальном положении;
- переворачиваться (в одну сторону);
- обращать внимание на очень маленький предмет;
- "петь" звуки, меняя интонацию.
- подтягиваться в стоячее положение из сидячего;
- стоять, держась за кого-либо или что-либо;
- прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;
- перекладывать предмет из одной руки в другую;
- искать упавший предмет;
- подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;
- лепетать, произнося различные сочетания гласных и согласных.
6 месяцев
- произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
- сидеть без опоры (шесть с половиной месяцев).
- подтягиваться в стоячее положение из сидячего;
- самостоятельно садиться из положения на животе;
- отчетливо произносить "мама" или "папа".
7 месяцев
- сидеть без опоры;
- издавать влажный фыркающий звук.
- играть в "ку-ку" (к 7 месяцам и ¼ месяца);
- стоять, держась за что-либо;
- играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
- подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами;
- отчетливо произносить "мама" или "папа".
8 месяцев
- перекладывать предметы из одной руки в другую (обычно к 8 месяцам и 1/2 месяца);
- искать упавший предмет.
- стоять,держась за кого-то или за что-то;
- подбирать с поверхности маленький предмет большим и указательным пальцами;
- неотчетливо произносить "мама" или "папа";
- ходить, держась за мебель;
- короткое время стоять без посторонней помощи;
- понимать слово "нельзя" (но не всегда повиноваться).
9 месяцев
- прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами его досягаемости.
- играть в мячик(катить вам его обратно);
- пить из чашки без посторонней помощи;
- отчетливо произносить "папа" или "мама";
- отвечать жестом на короткую команду, типа "Дай это мне".
10 месяцев
- стоять, держась за что-либо;
- пытаться встать из сидячего положения;
- возражать, если вы пытаетесь забрать у него игрушку;
- неотчетливо произносить "мама" или "папа";
- играть в "ку-ку".
- отчетливо произносить "папа" (к 10 месяцам) или "мама"(к 11 месяцам);
- хорошо стоять без посторонней помощи;
- пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);
- произносить еще одно слово, кроме "мама" или "папа", "дай";
- отвечать жестом на короткую команду, типа "дай это мне";
- ходить.
11 месяцев
- самостоятельно садиться из положения на животе;
- подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев(к 10 месяцам и 1/4 месяца);
- понимать слово "нельзя" (но не всегда повиноваться).
- играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
- произносить 3 (или больше)слова, кроме "мама" или "папа";
- отвечать жестом на короткую команду, типа "дай это мне";
- хорошо ходить.
12 месяцев
- ходить, держась за мебель (к 12 месяцам и 2/3 месяца);
- понимать слово "нет";
- выполнять несложные просьбы;
- знать, как его зовут.
- хорошо ходить;
- произносить 5 и больше слов, кроме "мама","папа";
- играть в "Сороку-ворону";
- активно рисовать каракули карандашом или мелками.