На первом году жизни ребенка закладывается фундамент развития психики и личности; новорожденный ребенок последовательно овладевает жизненно необходимыми навыками и двигательными умениями (переворачивается с живота на спину, ползает, самостоятельно садится, стоит без опоры, удерживает равновесие, начинает ходить); развиваются различные формы поведения малыша (пищевая, социальная, связанная с отправлением естественных потребностей и ознакомлением с собственным телом и окружающим миром), проходит первичная социальная адаптация ребенка, он овладевает умением взаимодействовать в паре с родными, получает от этого эмоциональное удовольствие.
1-й месяц
Фиксирует взгляд на лице взрослого и ярких предметах.
Первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
Пытается поднимать и удерживать голову лежа на животе.
2-й месяц
Спокойно бодрствует, рассматривая висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см)
Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой.
Прислушивается к голосу или звучанию предмета.
Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним.
3-й месяц
Сосредотачивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним взрослого, прислушивается к голосу, находясь в вертикальном положении у него на руках.
В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками.
Лежит на животе несколько минут опираясь на предплечья, хорошо удерживает голову.
При поддержке под подмышками крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, о твердую поверхность.
В вертикальном положении на руках у взрослого хорошо удерживает голову.
4-й месяц
По звуку отыскивает невидимый объект - поворачивает голову к источнику звука.
Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, много двигается.
Громко смеется, когда с ним заигрывают.
Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью игрушки.
Во время кормления придерживает руками бутылку или грудь матери.
5-й месяц
Отличает близких от чужих людей.
Различает тон, с которым к нему обращаются
Во время бодрствования подолгу гулит.
Удерживает в руке погремушку.
Подолгу лежит на животе, поднимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.
Поворачивается со спины на живот.
6-й месяц
Начинает произносить отдельные слоги.
Свободно берет погремушку из разных положений.
Переворачивается с живота на спину.
Передвигается по манежу, переставляя руки или немного подползая.
Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
7-й месяц
Подолгу лепечет - повторно произносит одни и те же слоги.
Играя погремушкой, стучит, размахивает ею.
Хорошо и много ползает.
8-й месяц
Громко и повторно произносит различные слоги.
По просьбе взрослого выполняет разученные с ним движения ("ладушки", "до свиданья", "дай ручки" и т.д.).
Во время бодрствования занимается с игрушками долго: рассматривает, постукивает игрушкой об игрушку и т.д.
Сам садится и ложится (из сидячего положения).
Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке.
Пьет из чашки, которую держит взрослый.
9-й месяц
Подражает взрослому - повторяет за ним слоги, которые имелись в его лепете.
Знает свое имя - оборачивается на зов.
Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.
Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, слегка придерживая ее руками.
10-й месяц
Подражает взрослому - повторяет за ним разнообразные звуки и слоги.
По просьбе взрослого находит и дает знакомую игрушку.
Играя самостоятельно проделывает разученные действия с предметами, подсказанные их свойствами, например вынимает и вкладывает, открывает и закрывает.
11-й месяц
Употребляет первые слова обозначения (ав-ав, кис-кис, дай).
По предложению взрослого выполняет разученные действия с сюжетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки).
Овладевает новыми действиями с предметами, накладывает один кубик на другой, разбирает и собирает пирамидку.
Стоит самостоятельно.
12-й месяц
Легко подражает новым слогам.
Употребляет около 10 слов.
Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, разученных действий и знает имена нескольких взрослых и детей (где мама? где Маша? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.).
Самостоятельно ходит (встает, идет, садится).
Пьет из чашки, сам держит ее.
Источник: tvoymalysh.com.ua