Третий год жизни характеризуется противоречием между стремлением ребёнка к самостоятельности, которое быстро возрастает, желанием принимать участие в деятельности взрослых и реальными возможностями малыша. Решить эту проблему возможно с помощью игры.
В этот период происходят качественные изменения в психике малыша. Возрастают его физические возможности, шире становятся потребности, изменяются виды и формы деятельности, развивается воля, элементы сознания и самосознания, усложняется общение с окружающими. Начало третьего года жизни ознаменуется окончательным формированием потребности общаться со сверстниками, которая реализуется в эмоционально окрашенном игровом взаимодействии. Наибольшее число контактов между детьми возникает из-за игрушек. Не редко они носят конфликтный характер. Задача взрослого – организовать такую общую игру, чтобы дети могли действовать одной и той же игрушкой одновременно. Такая работа проходит параллельно с формированием позитивного отношения детей друг к другу.
Происходят изменения в общении ребёнка с взрослыми. У малыша сохраняется высокая чувствительность к эмоциональному общению, но при условии общих с взрослым предметных или игровых действий. Детям уже не достаточно одного доброжелательного внимания – им нужно, чтобы взрослый принимал участие в их действиях. В тесном практическом взаимодействии, подражая взрослому, дети осваивают предметные действия, правила поведения и общения. В три года у детей формируется определённый комплекс поведения. Они стремятся самостоятельно достигать позитивного результата собственной деятельности. В случае неудачи малыши обращаются за помощью к взрослому, именно ему демонстрируют свои успехи и достижения, которые без его одобрения чаще всего утрачивают свою ценность. Негативное или равнодушное отношение взрослого к результатам детской деятельности вызывает у детей чувство обиды и грусти.
Итак, данный возрастной период характеризуется повышенной чувствительностью и восприимчивостью ребёнка к оценке взрослым его достижений. Из них у малыша постепенно начинает складываться образ собственного «Я».
Культурно-гигиенические навыки
Умывание. Умываться и мыть руки ребёнок должен по собственному желанию или по напоминанию взрослого. С незначительной помощью взрослого малыш должен уметь мыть руки, придерживаясь последовательности действий:
Взрослый помогает ребёнку закатать рукава, отрегулировать струю воды, ребёнок самостоятельно подставляет руки под воду, берёт мыло и намыливает руки;
Взрослый показывает, как сделать много пены, а ребёнок повторяет движения взрослого, смывает мыло и закрывает кран;
Взрослый проверяет, полностью ли закрыт кран.
Малыш самостоятельно вытирает лицо и руки полотенцем, взрослый обращает внимание на то, что и руки и лицо должны быть сухими.
Внешний вид. Ребёнка учат радоваться чистой, красивой одежде, хорошей причёске. При этом воспитывают негативное отношение к грязной одежде и рукам, непричесанным волосам и учат обращаться к взрослому с просьбой помочь привести себя в порядок, радоваться при достижении позитивного результата. По напоминанию взрослого ребёнок должен уметь пользоваться носовым платком, который всегда должен быть чистым.
Поведение за столом. Ребёнок третьего года жизни должен стремиться есть самостоятельно, отказываться от предложения покормить его с ложки. Детей учат держать ложку в правой руке, тщательно пережевывать пищу, радоваться, что умеют есть самостоятельно, как взрослые. По напоминанию взрослого детей учат пользоваться салфеткой. Также у малышей развивают умение замечать красиво накрытый стол, красивую посуду, вкусную пищу. Детей приучают узнавать и называть отдельные блюда: суп, борщ, каша, котлеты, салат, пюре, сок, чай. По напоминанию взрослого ребёнка учат благодарить за еду, помогать убирать посуду (тарелку, чашку, салфетку). Дома у малыша должна быть своя посуда. Ребёнку предлагают понаблюдать, как мама её моет, стимулируют желание малыша помочь взрослым вымыть свою чашку, тарелку, подать хлеб и т.д.
Уход за вещами и игрушками. Ребёнка учат совместно с взрослым и по его показу складывать игрушки на место, вешать одежду на стул или шкаф, ставить обувь на полку. Ребёнок наблюдает, как взрослый стирает, гладит, чистит одежду. Малыш этого возраста может принимать участие в мытье игрушек, купании кукол под руководством и наблюдением взрослых.
Одевание. Учим малыша по показу взрослого снимать и надевать одежду, расстегивать большие пуговицы, шнуровать обувь, знать свои вещи и радоваться аккуратной одежде. Детей постепенно приучают к самостоятельному одеванию в определённой последовательности: сначала бельё (трусики, майка или футболка), колготки или носки, шорты или брюки, рубашка (для мальчиков), юбка или платье (для девочек), свитер или кофта, обувь (для прогулки), шапка, куртка или пальто, рукавицы. Раздеваться нужно в обратной последовательности.
Культура деятельности
Режим. Продолжают формировать поведение детей, которое отвечает определённым нормам и правилам. Продолжают учить пониманию слов «можно», «нельзя», «нужно», действовать соответственно требованиям взрослых в разных ситуациях. Продолжают формировать привычку соблюдения режима деятельности и отдыха.
Игровые навыки. Детей приучают играть с разнообразными игрушками: сюжетными, строительными; выполнять соответствующие действия в играх-имитациях, играть с песком, водой, снегом. В игре детей третьего года жизни учат передавать несложный сюжет – цепочку действий, связанных между собой (процессы умывания, одевания, кормления: кормить, купать, одевать игрушки, «учить» свои любимые игрушки правильно есть и умываться). В играх-демонстрациях с игрушками, которые показывает взрослый, помогать кукле правильно одеваться, приносить зайчику всё, что необходимо для купания и т.д. Постепенно расширяют диапазон игрушек, с которыми играет ребёнок, знакомят, как можно с ними играть. Учат самостоятельно выполнять игровые действия с игрушками, переносить их на другие игрушки. По образцу взрослого пользоваться предметами-заместителями (вместо мыла использовать кирпичик деревянного конструктора, вместо градусника – палочку, вместо еды для куклы – песок и т.д.). Продолжаем учить связывать игровые действия с образом взрослого (как мама, папа, бабушка), образами животных (как зайчики, мишка), учить сосредоточенно играть с игрушками. По примеру взрослого в играх-имитациях передавать голоса животных и другие характерные звуки. Также ребёнка учат вступать в общение с взрослым через игровой персонаж, использовать в игре постройки, обыгрывать их, вместе с взрослым решать проблемные ситуации, возникающие по ходу игры.
Умение управлять собственным поведением. Кроме выраженного позитивного отношения к деятельности, общению, гигиеническим процедурам, ребёнка приучают быть терпеливым, сдержанным, формируют умение слушать, соглашаться, договариваться об определённых действиях.
Слушанье сказок. Детей учат внимательно слушать, не отвлекаться, сидеть ровно, не делать лишних движений. После чтения учат отвечать на простые вопросы, обсуждать прочитанное, рассматривать картинки, вспоминая, о чём говорилось в сказке или рассказе.
Сон. Ребёнка приучают к самостоятельности во время подготовки ко сну (раздеваться, складывать свои вещи, готовить постель, ложиться спать). Формируют культуру засыпания: не шуметь, не мешать другим, ложиться на правый бок, держать руки поверх одеяла или под щекой и т.д.
Подъём после сна. Ребёнка приучают просыпаться, выполнять гигиенические процедуры, самостоятельно одеваться, помогают убрать постель.
Культура общения
Со взрослыми. На третьем году жизни детей учат по просьбе взрослого и по его образцу проявлять доброжелательное отношение к близким: выполнять отдельные просьбы, принимать участие в общей игре. По инициативе взрослого малышей вовлекают в общение. Их учат отвечать на вопросы о себе (Как тебя зовут?), о членах семьи (Где твоя мама? Как зовут твоего папу?), о любимых игрушках. Постепенно малыш научится принимать посильное участие в добрых делах (покормить животных, сделать подарок). По примеру взрослого и его подсказке учат откликаться на состояние взрослых (учат проявлять внимание и заботу, обнять, пожалеть, приласкать), пользоваться ласковыми словами-обращениями к близким (бабуля, мамочка, братик и т.п.), вежливыми словами, учат говорить «спасибо». Дети этого возраста способны радоваться, когда их хвалит взрослый.
Со сверстниками. По показу или стимулированию со стороны взрослого детей учат проявлять доброжелательность к сверстникам (поделиться игрушкой, угостить). Поощряют интерес детей к общению с другими детьми, учат называть знакомых детей по имени. По примеру взрослого приучают играть с общей игрушкой, с желанием принимать участие в играх-хороводах, играх-имитациях. Также у детей развивают умение откликаться на общее эмоциональное состояние: радоваться совместным действиям, танцам, играм, музыке. Постепенно детей учват принимать участие в ситуациях, объединяющих детей общей целью и общим результатом деятельности, учат радоваться общим результатам, пользоваться местоимением «мы». По примеру взрослого малышей учат сочувствовать сверстнику (пожалеть, взять за руку, предложить сладкое), во время общения ласково обращаться по имени. Аналогично детей приучают проявлять доброе отношение к игрушкам, птицам и зверям.
Источник: "Дошколята"