Для малыша одиннадцати месяцев игрой будет практически все, что попадет ему в руки и в поле зрения. Задача мамы – так обустроить комнату ребенку, чтобы минимизировать количество одергиваний и запретов, обеспечить безопасность и вместе с тем, удовлетворять творческое любопытство и живейший интерес крохи к окружающему миру.
Задача эта – непростая, но если она успешно разрешается, родители получают спокойного и уравновешенного сына или дочку, способных вдумчиво исследовать мир вокруг себя без капризов и истерик. А своевременное и достаточное внимание и игра рядом способны творить настоящие чудеса: малыш понимает, что в лице мамы и папы он получает мощную поддержку, что побуждает его осваивать новое с удовольствием и радовать родителей успехами.
Поэтому усваиваем для себя, что нужно:- разрешать ребенку ползать и ходить везде;
- не ограничивать его познание лишними запретами (убираем то, что можно убрать);
- не давать бездействовать, а занимать его разными предметами и игрушками;
- не торопить его, но учитывать индивидуальные особенности типа его нервной системы и темперамента;
- стимулировать его участвовать в повседневных домашних делах и даже помощи на кухне (повозить чашку в воде, помыть ложку, переложить овощи в кастрюльку и т.п.);
- не ругать за то, что он ломает, рушит – он получает опыт от своих действий и еще не понимает, что ломать – это плохо. Поймет позже. Постройте башню заново или смастерите повторно самолетик и т.п.
Какие развивающие игры можно предложить малышу 11 месяцев:Мама напутала!Возьмите картинку с изображением какого-то персонажа, хорошо знакомого ребенку. Хорошо, чтобы картинка была интересна ему. И начните спрашивать, например: “Это киска?” Смотрите на реакцию ребенка, не торопите. Если молчит и смотрит то на картинку, то на вас, ответьте сами: “Да!” -“А где у нее хвостик?” – “Вот он!” “А киска лает: гав-гав?…” Малыш обрадуется, что мама напутала и постарается вас поправить
Так можно играть с различными животными, постоянно обогащая и дополняя знания ребенка о них. Картинку можно потом усложнить двумя персонажами и разыгрывать целые представления: имитировать, как животные говорят, как ходят, что сейчас делают и т.п.
Дай мышкуПоставьте на небольшом расстоянии от малыша стульчик с двумя игрушками: мышкой и собачкой, к примеру. Сидящему на полу ребенку скажите: “А где же у нас мышка?” Когда ребенок покажет пальчиком, попросите его: “Принеси мышку, пи-пи! Дай маме мышку!”. Когда принесет – похвалите, обнимите и поцелуйте. Аналогично и с собачкой.
Игра учит взаимодействовать со взрослым, откликаться на его просьбы и ориентироваться в пространстве.
Терем-теремок!Возьмите за основу сюжет из любимой русской сказки “Терм-теремок”. Подготовьте несколько игрушек, хорошо знакомых ребенку, пусть это будут киска, собачка, мышка, поросенок, мишка. Соорудите наподобие домика из стульев и покрывала. Поместите все игрушки в домик и скажите: “Сашенька, а давай посмотрим, кто там живет?! Терем-теремок, кто в тереме живет? А ну-ка, выходите-покажитесь Сашеньке!” Выходит киска – “мяу-мяу! Я киска!” – “Привет, киска! (даем погладить ребенку), иди обратно в домик!” И так с остальными зверушками.
Игра учит общаться, проявлять интерес к спрятанному и радоваться встрече с жителями домика.
Рисуем на… обоях!Наверно, этот заголовок ведет в шок мамочек, бдительно следящих за чистотой квартиры или дома
Между тем интерес ребенка к обоям рано или поздно, все равно проснется и чем быстрее мы направим его в нужное русло, тем будет лучше. Итак, подготовьте достаточно большой кусок рулона ненужных обоев, который не жалко использовать для творчества. Расстелите на полу, дайте в руки малышу восковые мелки или цветные карандаши.
Покажите, как можно рисовать на обоях линии, круги, овалы; нарисуйте вместе морковку, яблоко, человечка, словом все, что вы вспомните, с какими игрушками и персонажами и предметами малыш играл. Полученный ранее опыт перенесется на бумагу и свяжется в его представлении, что все можно изобразить на бумаге. Сначала он не сразу это поймет, а увидев знакомые рисунки, возникающие, буквально из ничего
и заинтересуется.
В процессе рисования следите, чтобы он не рисовал на себе, мебели, стенах. Еще полезно предлагать обводить предметы, свои ножки-ручки. Можно использовать трафареты с животными и геометрическими фигурами.
Я иду по лестнице!Если ваш кроха уже более месяца ходит сам, предложите ему походить вверх по лестнице. Нужно держать его за руку на уровне его груди, причем его ручки вытянуты вперед и горизонтально. Старайтесь, чтобы он держался за вас, а не вы – его. Подбадривайте его: “Подними ножку, поставь на ступеньку..Так! Молодец! Поднимись. Поставь вторую ножку. Так! Хорошо!”…
Спускаться с лестницы дети начинают намного позже, поэтому пока не торопите малыша, учитесь ходить вверх.
Водичка моя!…Малыши практически всегда любят возиться с водой: наливать, переливать, “стирать”, мыть, полоскать и т.д. Поэтому не ограничивайте его в общении с водой – такие игры очень полезны ребенку. Занятия с водой успокаивают малыша, помогают выплеснуть избыток энергии, дарят уверенность.
Приготовьте детскую посуду: кастрюльки, чашки, сковородки, ложки и т.п. Рядом поставьте таз с теплой водой, оденьте малыша соответственно обстановке (если жарко – достаточно трусиков и шлепок, если прохладно – можно футболку с коротким рукавом, шортики). Можно строить кораблики из бумаги и пускать их по воде, можно смотреть, как плавают деревянные и пластмассовые предметы, а железные – тонут. Можно мыть куклу, заворачивать ее в полотенце и т.п.
На этом мы заканчиваем подборку развивающих игр для ребенка 11 месяцев. В следующий раз вас ждут физические упражнения для годовалого малыша. Поэтому не пропускаем и следим за обновлениями!
P.S. Очень рекомендую в дополнении к этой подборке замечательную книжку Агеенковой Оксаны “Развивающие игры от рождения до года”. Автор вместе с дочкой Машей отобрали самые интересные и увлекательные игры, в которые играли в течение всего первого года жизни. Сейчас ее Машенька – очень самостоятельный и уверенный в себе ребенок, отлично развивается в соответствии с возрастом и радует свою мамочку новыми успехами!
Татьяна Егорова, психолог, автор блога «Ваш детский психолог».
Источник: Мама.ру