Старайтесь, чтобы кроха активно двигался, для этого приучайте его ходить за коляской (если вы собрались долго ходить и поодаль от дома), или выходите гулять без коляски. Пусть его ножки укрепляются (мы ведь активно развивались с помощью физических упражнений) и малыш учится различным действиям: рвать травку, копать песочек, водить палочкой по песку, играть с мячом, черкать мелом и т.д.
Доставьте ему радость шлепать по небольшим лужам (для этого оденьте соответствующим образом). Позволяйте ему все ощупать руками (за исключением грязи и мусора), рассказывайте, что он держит в руке: камушек, листик, каштан, цветочек и т.д. Это обогащает его познавательные способности и развивает пассивную речь, которая со временем развернется в активную.
В играх обязательно покажите малышу модель поведения-обращения с игрушкой. Покажите, к примеру, как копать песочек, лепить пирожки и т.д. Когда малыш проявит инициативу, настойчиво отберет у вас игрушку – передайте, пусть играет самостоятельно.
Когда играете вместе с другими малышами – внимательно следите за ситуацией, чтобы вашего кроху не обидели случайно или намеренно. Разруливайте конфликты, не позволяйте забирать без согласия игрушки малыша, показывайте, как можно играть вместе (обмен, отвлечение интересным сюжетом и т.д.).
Сфера деятельности малыша – домаВаш подросший кроха уже активно передвигается по всей квартире. И если вы заняты домашними делами, а он “путается под ногами” – предложите ему пересыпать из одного тазика в другой крупу (гречку, манку и т.д). Поставьте тазик с теплой водой на его уровне – пусть моет куколку, машинку, переливает из одного кувшинчика в другой.
Сосредоточенно малыши могут играть не более 15 мин – затем переключаются на другое. Вам просто нужно иметь в запасе несколько игр, которые займут его. Конечно, ребенок должен быть под присмотром (вариант: оставить в соседней комнате – нежелателен, а во многих случаях просто опасен).
А порядок только снится…Несмотря на ваши героические усилия – в доме царит стихийный бардак. Только уберешь в одном месте, беспорядок плавно перетекает в другую комнату и т.д.
Что делать?
Правило первое: будьте спокойны. Психовать, уговаривать и сердиться на бардак просто бесполезно.
Правило второе: насильно приучать к порядку малыша до 1,5 лет очень вредно. Сейчас хаос помогает творческой самореализации крохи. Он изучает, пробует, наблюдает за миром вещей. Недаром, многие люди творческих профессий творят в беспорядке
Они говорят, что им так уютнее, рождаются ценные идеи и удивительные образы
.
Конечно, это не значит, что нужно высыпать целую корзину с игрушками на пол. Помните о чувстве меры. Первое время после игр порядок наводите вы, позже кроха обязательно будет вам помогать.
Развивающие игры для детей 1 года
“Покажи!…”Во всех действиях с малышом, будь это одевание на прогулку или обед за столом, постоянно разговаривайте с крохой, побуждайте его отвечать на вопросы: “Покажи, то, что надо надеть на ножки? Где у нас лежит кофточка? Чем ты моешь ручки?” и т.д.
Цель: учить малыша понимать свойства предметов и их использование по назначению.
Гремучка за спинойМногие, кто уже начал ходить, очень обожают тянуть за собой что-то. Предложите своему ребенку импровизированную цепочку: к веревке привязываются самые разные игрушки (погремушки, надежно закрытые и разные про размеру бутылочки пластмассовые, заполненные горохом, фасолью и т.п). Пусть потянет эту гремучку
Цель: развитие координации движений, познание свойств разных предметов.
Покачу машинку с горки!Сделайте малышу небольшую горку, с которой можно спускать машинки, мячики, кубики и т.п. Покажите, что мячик скатывается очень быстро, машинка – тоже, а вот кубик – нет.
Цель: изучение свойств предметов, их поведение в пространстве.
Играем в пузырьки!Возьмите трубочку (продается на упаковках детского сока) и покажите, как можно подуть на воду в кастрюльке или в тазике. Будут бурлящие пузыри с характерным звуком. Предложите ему подуть в трубочку и посмейтесь с ним
Не оставляйте его за этой игрой без присмотра, чтобы не стал пить. Можно таким же способом подуть на кораблик, чтобы тот поплыл, на мыльную пенку, ватные шарики.
(В ситуации кормления не разрешайте ему дуть на чай, сок и т.п.) Еда – это не время игры.
Коробка с сюрпризомСпрячьте в небольшой коробке с вещами любимую мягкую игрушку малыша и предложите ему посмотреть, что там лежит интересненькое. Заинтригуйте
Найденная игрушка вызывает удивление, радость и даже восторг
Потом можно прятать другие по форме предметы и твердые/плоские/пластмассовые и т.д.
Цель: развиваются координация рук, тактильные ощущения, мышление и восприятие.
Ам! Никому не дам!Предложите крохе свою ладошку, поставьте на нее его пальчик, и, стуча его по ладошке, приговаривайте:
“Папа, мама, есть хочу. Хлеба с маслом не хочу. А конфетку – ам!”
На последнем слове быстро закройте ладонь и поймайте его пальчик со словами:
“Никому не дам!”
Цель: развитие внимания и предугадывания событий.
Найди мне такой!Подберите много мелких предметов (геометрические фигурки, животные, пробки от бутылочек, большие пуговицы, палочки счетные и т.д.) Главное условие – все по паре.
Возьмите, к примеру, красную пуговицу и попросите его найти точно такую же. Поиграйте с ним, учите его отличать похожие предметы по ряду признаков (цвет, форма, величина и т.д.)
Комментируем сюжеты из книжекПодберите нужные персонажи (игрушки) к чтению определенной книжки. Пусть это будет “Теремок”. Читая, как мышка пришла, имитируйте соответствующей игрушкой как она подходит к домику на картинке и попищите, как мышка. Предлагайте показывать, куда она пришла, кто за ней потом придет и т.д. Спрашивая и получая ответ от крохи, вы тем самым, обогащаете его словарь речи, учите первым основам сюжетной игры.
Татьяна Егорова, психолог, автор блога «Ваш детский психолог».
Источник: Мама.ру