Гендерное воспитание младших дошкольников
«Они разные и по - своему прекрасны! »
«Мальчики и девочки два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по - разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Они разные и по - своему прекрасны! из книги «Мы мальчики, мы девочки» автор Татаринцева.
В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мальчиками (мужчинами) и девочками (женщинами, а существующие свойства и отношения называются гендерными. Содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности вообще детей, а не мальчиков и девочек того или иного возраста. Ни для кого не секрет, что система образования абсолютно бесполая: бытовая “совместимость” мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортимент. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-педагоги. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин (около 50% детей живут в семьях, где нет отцов, что особенно неприемлемо для мальчиков.
Гендерный подход необходим в обучении, так как: все аспекты развития мальчиков и девочек различаются по скорости и по содержанию, достоверно установлено, что у мальчиков больше развиты математические, визуально-пространственные, инструментальные способности, девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях.
Педагоги ДОУ считают, что очень важно начинать эту работу как можно раньше, так как представления детей к женскому или мужскому полу ещё не устойчивы. Дети часто считают, что пол можно изменить (если коротко постричь девочку, важно в работе с воспитанниками предупредить появление ложных стереотипов и в процессе общения создавать привлекательные образы для мальчиков и девочек. Поэтому в развитие и воспитание девочек и мальчиков включают дифференцированный подход.
Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная константность (устойчивость) : дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.
Формированию гендерной идентичности и положение ребенка в семье, детском саду, как правило, ребенок находится в зависимом положении и не может повлиять на то, что с ним происходит. Окружающие ребенка взрослые нередко осуждают «немужское» поведение, но не поощряют мужское.
В совместной образовательной деятельности воспитатели используют три типа мотивации:
- личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры)
- общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том случае, если воспитатель сумеет убедить девочку и мальчика, что без их помощи ей не обойтись)
- игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения)
Технология гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста включает в себя:
Средства: игры; народные сказки, пословицы; колыбельные песни
Методы: игры; познавательно – развивающие этические беседы; проблемные ситуации; схемы – действия.
Формы: - игровая деятельность; экспериментальная; проблемно – поисковая.
Подробно рассмотрим каждый тип мотивации:
Мотивация личной заинтересованности стимулирует детей к деятельности, потому что девочкам и мальчикам предлагается сделать что-нибудь для себя; для игры, в подарок родным или близким, обязательным условием является право ребёнка на продукт его деятельности. Пример: Предложить сделать снеговика и снежную бабу – атрибуты одежды мальчика (шляпа, галстук, шорты) и девочки (платок, бусы, юбку)
Мотивация взаимодействия со взрослым эффективно стимулирует детей к деятельности только в том случае, если педагог сумеет убедить девочек и мальчиков, что без их помощи он не сможет выполнить ту или иную работу: рассортировать овощи и фрукты; определить какие виды транспорта изображены на картинке и т. д. Пример: Помочь девочке мальчику навести порядок в шкафу; разложить овощи – мальчикам, фрукты – девочкам и др.
Игровая мотивация эффективно стимулирует девочек и мальчиков к деятельности только в том случае, если в содержание игровой мотивации включены способы построения сюжетно-ролевой игры данного возраста.
Обучая девочек и мальчиков 3-4 лет, педагоги использую игровую мотивацию, с учётом развития игровых действий детей, а также с прямым включением игровых действий в процесс обучения: нарисовал мальчик дорогу, а затем проехал по ней на маленькой машинке и т. д., слепила девочка печенье из пластилина «покормила» куклу, зайку и т. д.
Игры, помогающие педагогам в работе по гендерному воспитанию:
Д/и «Зеркало» - формирование образа «я – девочка, я – мальчик»
Д/и «Кто чем любит заниматься? » - предпочтение игр, игрушек девочек и мальчиков.
Д/и «Что кому? »; - дифференциация одежды девочек, одежды мальчиков (зимней, летней и т. д.)
Д/и «Одень малыша»; «Одень девочку»; «Я расту»
С/р игры «Семья»; «Детский сад»
Общий вывод: Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребёнка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребёнок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Поэтому в процессе руководства детской игрой педагоги создают ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе (решительность, умение проявить себя в роли, умение общаться, строить диалог и др.) . В результате проделанной работы воспитанники ДОУ:
-умеют описывать свой внешний вид (кто я, какой я) ;
-побуждают рассказывать о своих предпочтениях (что мне нравится и не нравится) ;
-развивают способности распознавать эмоциональные состояния свои и окружающих (на примере основных эмоций: радости, страха, грусти, злости,
-ориентируются на определение внешних признаков различия и сходства себя со сверстниками.
Все это способствует снятию психического напряжения, усталости детей, обеспечивает формирование устойчивого интереса к самому себе. В играх реализуются желания детей, освобождаются от чувства одиночества, ребёнок познаёт радость близости и сотрудничества.