Сказка о дружбе и ее потере
Жили-были два муравья Мур и Рум. Они были очень большими друзьями и превыше всего ценили свою дружбу. Однажды встретили Мур и Рум старого Богомола и рассказали ему о своей дружбе.
- Так вы думаете, что нет ничего на свете, что смогло бы разрушить вашу дружбу?
- Мы уверены – что бы ни случилось, наша дружба не может исчезнуть! – говорили муравьи. – Можешь как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой.
- Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытанию? – спросил Богомол. – Стоит ли? Если вы потеряете вашу дружбу, восстановить ее будет очень сложно.
- Мы не боимся испытаний. Проверь нас! – настаивали муравьи. – А если наша дружба не выдержит, значит, она не нужна нам.
- Ну что же, хорошо. Но потом пеняйте только на себя, - сказал Богомол. – Пойдемте к Пчеле-Колдунье, и пусть она с помощью своего волшебства подвергнет вас испытаниям. Посмотрим, устоит ли ваша дружба.
Отправились Мур и Рум к Пчеле и рассказали ей о своем желании доказать Богомолу, что нет вещи, способной уничтожить их дружбу. Подумала Пчела-Колдунья и сказала:
- Хорошо, я устрою вам семь испытаний. Проверим крепость вашей дружбы. Вот первое испытание. - и зажужжала заклинанья:
Елики-горелики,
Лики-рели-ка!
Сохранится ль дружба
Существ без языка?
Она тихонько коснулась муравьев своим жалом и – они забыли язык, на котором общались. Но ничуть не повредило это дружбе муравьев. Они сумели прекрасно обойтись без слов и быстро научились понимать друг друга.
Тогда Пчела-Колдунья вернула муравьям способность общаться на своем языке и прожжужала новые заклинания, наводя чары для второго испытания:
Елики-горелики,
Лики-рели–ка-тож!
Прозвучите в речи
Грубость, обида и ложь!
Стали муравьи оскорблять друг друга и обвинять в том, чего никогда не было. Более того: даже обычные слова казались им оскорблением, потому что стали они очень обидчивыми, и уже, казалось, приходит конец их дружбе. Но друзьям удалось остановиться, потому что поняли они, что нет за их словами злобы. Они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла.
На третий раз Пчела разбудила в их душах злобу. "Теперь-то точно поссорятся!" – подумала она. Но Мур и Рум излили свою ярость, переломав сухие травинки и палочки, и, освободившись от нее, обнялись снова. Растерялась было Пчела-Колдунья. Однако сняв заклятье грубости и обмана с муравьиных речей, попыталась в четвертый раз: вызвала она у муравьев сильнейший страх перед миром. Долго Мур и Рум не решались вылезти из-под листочков, где прятались от всех окружающих опасностей и друг от друга. И все же вылезли они – и объединились: вдвоем не так страшно. И дружба победила страх. Ничего не смогли поделать с муравьиной дружбой и жажда власти ("кто главнее?"), вызванная в их сердцах Колдуньей, и переживания горя.
Перед седьмым испытанием всерьез задумалась Пчела-Колдунья: какие же еще навести чары? Тогда старый Богомол сказал ей:
- Одно только уничтожит их дружбу…
- Мои чары пробуждают только то, что есть в них самих, - оговорилась Пчела.
- Это я помню. И беспокоюсь: сможешь ли ты потом вернуть все, как было?
Пошептались они о чем-то с Пчелой и высказали муравьям свои сомнения в необходимости последнего колдовства. Однако Мур и Рум, как никогда уверенные в силе своей дружбы, настаивали на последнем, седьмом, испытании.
Делать нечего. В последний раз взялась ворожить Пчела:
Елики-горелики.
Лики-рели–ка-иста -ми!
Станьте, муравьи,
Ныне…
И Пчела произнесла самое важное слово заклятия (догадайтесь – какое?). И сама подивилась результату: отвернулись бывшие друзья друг от друга и уползли в разные стороны. Как ни старалась Пчела, не удалось ей расколдовать Мура и Рума и восстановить дружбу.
Почему? Потому что разбуженное ею в сердцах бывших друзей качество разрушает все – даже самые добрые отношения. Потому что как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению. Никакая дружба не устоит, если просыпается в душе….
Сказка о дружбе
Жила-была в волшебном лесу на яркой цветочной полянке маленькая зеленая гусеничка Ляпа. Кто дал ей такое странное имя, она даже не задумывалась. Да в общем-то ей было все равно. Ляпа обожала просыпаться ранним утром на каком-нибудь ароматном цветке, умывалась росой и, покачиваясь на ромашке или незабудке, хрумкать сочной травкой.
Так и жила Ляпа: просыпалась, умывалась, кушала и снова ложилась спать, укрывшись под листком подорожника. И такая жизнь ее вполне устраивала. Когда становилось скучно, гусеничка любовалась прекрасной фиолетовой бабочкой, которая любила собирать нектар на Ляпиной цветочной полянке.
А на другой полянке рядом с речкой жил маленький лягушонок Квак, тоже зеленый и одинокий. У Квака совсем не было друзей. Он только и делал, что сидел на лепестке речной кувшинки и ловил своим длинным липким языком мошек и комариков. Иногда он прыгал в воду и гонялся за маленькими рыбками, но они почему-то не хотели с ним играть и всегда прятались в ил на дне реки. Затем Квак снова возвращался на кувшинку, чтобы поймать очередную букашку.
Так лягушонок и жил, не догадываясь, что совсем недалеко от него есть другая полянка, где тоже кто-то живет, пока не увидел прекрасное существо с фиолетовыми крыльями, которое парило над землей, а потом почему-то присело на его любимую кувшинку. Существо доверчиво смотрело на Квака своими большущими глазами и шевелило маленькими смешными усиками. Лягушонку очень понравилась незнакомка, он сидел любовался ею и глупо молчал.
Это была бабочка, та самая, которая любила собирать нектар на Ляпиных цветах…
– Простите, – сказало существо, – я заняла ваш цветок. Ветром мне повредило немного крылышко. Я немного передохну и полечу на ромашковую полянку, что по ту сторону реки.
Бабочка посидела еще немного, взмахнула своими фиолетовыми крылышками и улетела.
Лягушонку очень не хотелось расставаться с новым другом, да еще столь прекрасным. И он перебрался через реку и отправился вслед за бабочкой. Только вот не заметил, как бабочка исчезла из виду, а на него откуда-то сверху что-то свалилось, такое мягкое и приятное.
От неожиданности Квак испугался и прижался к земле своими маленькими холодными лапками и зажмурил глаза. А когда решился их открыть, то увидел еще более странное существо, чем бабочка, длинное и зеленое с множеством крошечных лапок. Существо лежало на земле кверху брюшком и не шевелилось.
– Ква-ква-ква... С вами все в порядке? – спросил озадаченный лягушонок.
– Д-да.., – промолвило существо, – простите, я упала на вас, меня снесло ветром с любимой ромашки. Я – гусеничка Ляпа. А вы кто? Я раньше не видела таких, как вы...
– А я лягушонок Квак, живу на соседней полянке на другом берегу реки. Я пришел сюда найти друга – прекрасную фиолетовую бабочку.
– Она бывает иногда здесь и я тоже часто любуюсь ею...
– Давай дружить? – предложил Квак. И Ляпа с радостью согласилась, ведь у нее никогда не было друзей.
Новоиспеченные приятели стали неразлучными, часто играли в прятки, сочиняли вместе сказки, а потом засыпали рядышком, укрывшись листком подорожника. Им нравилось проводить вместе время.
Прошло время, гусеничка подросла и научилась залазить на самые высокие растения. Теперь она могла добраться до самых сочных листьев и вдоволь наесться. А лягушонок ждал внизу и ловил длинным языком мошек.
Однажды Ляпа не удержалась и упала с незабудки. Она долго летела вниз, закрыв от испуга глаза, пока не упала на что-то липкое. Это была паутина. А на паутине сидел паучок и плел свои сети. Паучок очень обрадовался, увидев гусеничку и короткими, но быстрыми шажками побежал к своей жертве, быстро обмотал ее тонкими нитками и убежал восвояси.
Гусеничка лежала на паутине не живая, не мертвая и дрожала. Она даже не могла позвать на помощь, так ей было страшно.
А Квак тем временем сидел под той самой незабудкой и мечтал, как они будут играть с Ляпой.
Но вдруг непонятно откуда появилась та самая прекрасная бабочка с фиолетовыми крыльями. Она села рядом с лягушонком и завопила:
–Беда, беда! С Ляпой беда! Спасай гусеничку. Злой паук опутал ее своими нитями и ждет, когда она выбьется из сил. – Взмахнула крыльями и улетела к реке.
Лягушонок посмотрел в небо и увидел белое полотно, на котором лежал странный белый кокон, почему-то похожий на Ляпу. Кокон так сильно трясся, что полотно дрожало под ним.
Квак собрал все свои лягушачьи силы и стал прыгать, прыгать и прыгать, пока не допрыгнул до паутины и не разорвал ее. Кокон упал на землю, а на ветке сидел озадаченный паучок и грозно махал кулачками своих восьми лапок.
Когда лягушонок освободил Ляпу из оков кокона, гусеничка открыла глаза и не поверила своему счастью. Она была свободна, а рядом сидело самое мокрое, липкое и холодное существо на свете, но такое милое и родное.
С тех пор эти двое не расстаются, ведь дружба – самое ценное, что у них есть.
И еще несколько этических важностей на тему дружбы!
Понятия "друзья", "товарищи" дети дошкольного возраста различают плохо. Друзьями они называют тех, с кем больше общаются, кто больше нравится.
Дошкольники строят свои отношения со сверстниками, основываясь на положительных эмоциях, связанных в основном с совместной деятельностью (вместе ходят в детский сад, играют, гуляют). Чем младше возраст, тем менее устойчивы эти отношения. Дети постарше более осознанно подходят к выбору товарища (нравится – не нравится, интересно – не интересно, обижает – не обижает и т. д.). В этом возрасте уже можно говорить о зарождении дружеских отношений, которые иногда продолжаются и в последующем.
Важно обобщать имеющиеся у детей знания о дружбе, помогать укрепить дружеские отношения, воспитывать у дошкольников привычку дружно играть и трудиться сообща, формировать умение договариваться, помогать друг другу и т. п.
Почему нужно уметь уступать?
– Кто из вас умеет играть дружно?
– Во что вы любите играть?
– Ссоритесь ли вы во время игры? Из-за чего вы ссоритесь?
И рассказ на эту тему!
Света пришла в садик после болезни. Ее подруга Поля встретила девочку с радостью: "Теперь мы с тобой будем играть!" Света предложила играть в доктора. "Я буду доктор, я знаю, как лечить". Полина согласилась. Доктор выслушивал кукол трубочкой, смотрел горло, делал уколы, иногда ставил банки.
Вечером Поля рассказывала маме: "Мы со Светой так хорошо играли в доктора! Только Света уронила шприц и хотела сделать укол. А я не разрешила. Он грязный, это вредно для детей. Света рассердилась: „Я сама знаю“, – и не захотела играть дальше. А я ей сказала: „Тебе бы так грязным!“ И она согласилась. Завтра мы опять будем играть".
На другой день Поля и Света хотели опять играть в доктора. "Теперь я буду доктором", – заявила Поля. "Нет, будем играть как вчера", – не согласилась Света. Полина недовольно молчала. Света стала настаивать: "Сейчас будем играть как вчера, а завтра ты будешь доктором". Поля подумала и сказала: "Завтра я буду доктором, – а потом добавила: – И послезавтра".
– Можно ли сказать, что Света и Поля играли дружно? Почему вы так думаете?
– Были ли споры между девочками?
– Почему спор не перешел в ссору? (Девочки смогли уступить друг другу, договориться о дальнейшей игре.)
Можно обобщить: если во время игры возникает спор, нужно уступить, договориться так, чтобы никому не было обидно.
К чему ведут ссоры в игре?
Стихотворение А. Шибаевой "Подружки":
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки -
Весь поцарапали.
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели – нет игрушки.
Сели и заплакали.
– Почему подружки поссорились?
– Что произошло в результате ссоры?
– Давайте тоже поиграем в шарик (мячик) и покажем, как нужно играть.
– А вот какая история произошла с Петей и Мишей (рассказ Л. Толстого):
Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь. Стали они коня друг у друга рвать.
– Дай мне, мой конь.
– Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.
Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей.
– Почему мальчики поссорились? (Они не хотели играть вместе.)
– О чем пожалели мальчики, когда мама забрала у них коня?
– Как вы думаете, что стали делать мальчики, когда лишились игрушки?
– Теперь вы знаете, что ссора мешает игре.
Правила дружной игры
Рассказ "Домино":
Анна Ивановна предложили детям поиграть в домино. Ребята собрались вокруг стола. В игру пригласили и новенькую девочку Аню. Но она отказалась. Началась игра. Сначала все шло хорошо. Но вдруг Витя спохватился, пропустив свой ход: "У меня есть желуди! Только я не заметил". "Все! Я уже сделал ход", – сказал Сеня. Катя и Оксана поддержали его. Но Витя не сдавался: "У меня есть эта карточка! Это неправильно". Тогда Анна Ивановна предложила: "Мы не договорились, как нужно поступать в этом случае. Давайте вместе придумаем правило". После обсуждения Коля сказал: "Теперь, кто прозевал, пропускает ход!". Игра продолжилась. Дети стали более внимательны. Но тут в игру вмешалась Аня: "Дайте мне тоже карточки". Анна Ивановна объяснила, что нельзя вступать в игру в середине партии. "Ты что, сама не понимаешь? Ты сама отказалась играть", – возмущенно сказал Коля. Анна Ивановна успокоила детей, и все решили, что Аня дождется следующего кона. Включившись в игру, Аня очень переживала, выиграет она или нет. Она вскакивала, просила подождать, пока еще раз проверит свои карточки. Не выиграв, она бросила карточки со словами: "Плохая ваша игра, не буду больше в нее играть", – и ушла.
– Ребята играли дружно?
– Как вела себя Аня?
– Что помогло детям продолжить игру, когда Витя захотел вернуть себе ход? (Они не стали ссориться, а договорились о новом правиле игры.)
– Почему Аня вела себя плохо? (Она не понимала правил игры.)
– У всех ли игроков есть возможность выиграть? Стоит ли обижаться на выигравшего?
– Когда вы выигрывали, вам хотелось подразнить проигравшего?
– А как вы себя чувствуете, когда вас дразнят за проигрыш?
"Правила дружной игры":
• знать правила игры и следовать им;
• не злиться на проигрыш;
• не дразнить проигравшего;
• спор, возникший во время игры, решать, опираясь на правила.
Как жить дружно, без ссор?
– Поднимите руку, у кого из вас есть друг.
– Во что вы вместе играете? Ходите ли вы на прогулку? Помогаете ли друг другу?
– Когда друга нет рядом, вам скучно?
– Ссоритесь ли вы с друзьями? Почему? Если вы поссорились, что надо сделать, чтобы сохранить дружбу? (Помириться.)
– А теперь послушайте, какая история приключилась с двумя мальчиками (В. Орлов "Кто кого"):
Кто кого обидел первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Кто кого ударил первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Вы же раньше так дружили!
– Я дружил!
– И я дружил!
– Что же вы не поделили?
– Я забыл.
– И я забыл.
– Эта история смешная или грустная?
– Над чем тут можно посмеяться? (Ребята забыли, из-за чего подрались.)
– А что в этой истории грустного? (Ребята поссорились и подрались из-за пустяка, неизвестно из-за чего.)
– Подходит ли к этой истории пословица "Глупые ссорятся, а умные договариваются"?
– Значит, эту ссору можно назвать… (глупой).
– А мальчиков можно назвать глупыми? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте узнаем, чем закончилась история.
...
Что ж, не будете ругаться?
– Ни за что!
– И никогда!
Остается вам обняться!
– Здорово!
– Согласен я!
– Можно назвать мальчиков глупыми? (Нет.) Почему вы так считаете? (Мальчики помирились, поняли, что ссора ненужная, глупая.)
– А как вы миритесь с друзьями, если у вас случаются ссоры?
Вместе тесно, а врозь скучно
А. Кузнецова "Подружки":
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: "Не отдам!"
Я пойду и помирюсь.
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: "Играть давай!"
– Чем отличается эта ссора от ссоры мальчиков из стихотворения "Кто кого" В. Орлова? (Понятно, из-за чего подруги поссорились.)
– В стихотворении девочка говорит: "Я ее не обижала". Так ли это? Что случилось на самом деле?
– За что мы можем похвалить девочку, которая решила помириться с подругой? (Она поняла, что поступила неправильно, не по-дружески; она готова отдать все игрушки, лишь бы помириться с подругой.)
– Почему девочка захотела помириться с подругой? (Без друзей скучно, а когда поссорился – особенно. А главное, она чувствовала себя виноватой в ссоре.)
– Как вы понимаете пословицу "Вместе тесно, а врозь скучно"?
– Нарисуйте, из-за чего произошла ссора (из-за какой игрушки); что виновница ссоры решила дать подруге, когда захотела помириться.
– Расскажите, как вы помирились с другом.