История Павло-Кичкаса
Происхождение названия Существует несколько вариантов истолкования слова «Кичкас»: от тюркского «кис-каш» — «короткий, наиболее короткий», что очевидно использовалось для характеристики переправы, расположенной ниже порогов; от тюркского «коч-коч» — «проходы, иди». IХ — I век до н. э. — первые поселения на склонах балки Осокоревой и Кичкасной, курганные захоронения скифов и сарматов; 971 год — предполагается, что именно на Кичкасе последний бой принял великий князь киевский, последний язычник и самый прославленный воитель Святослав Игоревич; Х века н. э. — описание Крарийской переправы на Пути «из варяг в греки» (Константин Багрянородний); позже переименованная в Кичкаскую;
Во времена существования Киевской Руси переправой пользовались русичи, печенеги, греки (византийцы) и др. Позднее она использовалась татарами, казаками, московитами. ХVII — ХVIII век — здесь были расположены посты Войска Запорожского, которое защищало Кичкасную переправу и верфь; 1770 года для прикрытия Александровской крепости во время войны России с Турцией у переправы были устроены заставы. Одна — под командованием полковника Шкурко — в районе улицы Орджоникидзе;[5]
1782 г. Графу Павлу Сергеевичу Потемкину за удачно проведенное следствие над руководителями восстания Пугачева императрицей Екатериной II была выделена ранговая дача в 9758 десятин земли. У места пересечения старой левобережной дороги с древним путем на Кичкасскую переправу Павел Потемкин поселил крепостных крестьян из своих имений и назвал деревню Павловкой на Кичкасе. 205 лет назад подписан указ о насильственном переводе в Александровский уезд государственных крестьян Красниковского и Смоленского уездов[6] 1789 год — появление колонии немецких переселенцев «Ейнлаге» около Кичкаса; 1798 год — Павло — Кичкас становится владением Эммануила Ивановича Марка, который в начале ХIХ века возглавлял дворянство г. Александровска; [править] Паромная переправа
От последнего порога Вольного до Кичкасской переправы всего 8 км. В 1829 г. предложено было построить паром для перевоза через Днепр. В 1870 г. арендатором Кичкасской переправы был Ной Чудновский. Вначале дощатый паром ходил по канату, затем — по тросу. За один раз перевозилось до десятка пароконных возов. Паромный перевоз просуществовал до пуска моста, то есть до 1904 г. С началом освоения этих земель, бурным ростом промышленных предприятий, паромный перевоз не мог удовлетворить потребностей в переброске грузов. Начавшееся освоение Криворожского бассейна и Донбасс привело к строительству железных дорог. Появилась необходимость связать Донбасс и Криворожье железнодорожной магистралью.
Кичкаский мост В 1900 г. началось строительство Кичкасского моста. Уже в конце июня 1902 г. был собран и опробован единственный в России большой арочный мост через Днепр. Разработкой проекта занимался видный инженер Я. Д. Проскуряков — учитель академика Е. О. Патона. Строительство вел инженер Ф. В. Лат. Мост был двухъярусный металлический, клепаной конструкции. Расстояние между опорами арки было 190 м. Стрела — то есть расстояние от верхней точки арки и до линии опор — составляла 20 м. По верхнему ярусу была проложена двухколейная железнодорожная магистраль, по нижнему ярусу — с левой и с правой сторон моста — пешеходные тротуары. В середине между тротуарами проходили основные несущие конструкции моста. Мост консольно-балочный — протяженностью 336 м. В 1902 г. было открыто только пешеходное движение по мосту. Открытие моста состоялось 17-го апреля 1904 г. Железнодорожное движение по мосту было открыто 22 января 1908 г.[7] 6-го ноября 1931 года Кичкаский мост демонтирован; 1927—1937 годы — строители Днепрогеса и металлургического комплекса проживали в 10-м и 11-м (Павло — Кичкас), 7-м, 8-м и 9-м рабочих поселках; 1932 год — с открытием Днепрогэса затоплены Днепром балки Осокоревая и Кичкасная, образованный полуостров с рабочим поселком на нём;
Промышленный Кичкас В меноннитской колонии Кичкас с 1861 г. был завод сельскохозяйственных орудий Унгера, а с 1908 г. — А. Коппа. «Кичкас — деревня, с одной вытянутой вдоль Днепра улицей. Чистые домики. Население — немцы-колонисты: неразговорчивые мужчины и одетые в черные платья до пят женщины», — писала одна из газет того времени.
Курорт Александрабад На левом берегу Днепра, там, где сейчас находится акватория порта им. Ленина, находился курорт Александрабад. Основан он был уже после строительства моста немцем Нибуром в 1907 г. и просуществовал до 1919 г., был разрушен анархисткой Маруськой Никифоровой. Этот санаторий был построен для немцев юга России. В его окрестностях была установлена скульптура Тараса Бульбы, высеченная из гранитного камня. Автором этой скульптуры был Яков Либман — житель г. Александровска, он держал частную мастерскую. Неподалеку от скалы, на которой был установлен Т.Бульба, на берегу Днепра, находилась пещера, которую в народе называли пещерой Тараса Бульбы. Любопытно, что в этой пещере находился стол и табуретки, сделанные из цельных гранитных камней; кто их сделал — неизвестно… В этом гроте постоянно прятались беглые арестанты, бродяги беспризорники, хулиганы и разный темный люд.
Источник: Википедия
|