Если Вам не пришел код активации на форуме, свяжитесь с администрацией сайта по эл.адресу womanzp(собачка)yandex.ru, указав в письме свой ник, чтобы мы активировали его вручную. Или же каждые два дня все ники будут активированы автоматом.
Наша планета возникла примерно 4600 миллиардов была вначале безжизненной, а атмосфера состояла из водорода и гелия. Однако Земля недолго оставалась пустынной и безводной - под воздействием высоких температур лед таял, испарялся, а водяные пары выпадали в виде осадков. Водные массы задерживались на поверхности планеты в виде сплошных водных бассейнов.
Накапливание воды на Земле привело к тому, что в ее развитии наступил новый период — океанический. Ураганы и грозовые ливни, обрушившиеся на Землю, растворяли соли, находившиеся на поверхности планеты, и вымывали их из горных пород. Растворенные соли попадали в Мировой океан и накапливались в нем, в результате чего морская вода уже в тот ранний период стала соленой.
Много ли воды на Земле?
Ты знаешь, что на глобусе моря, реки, озера изображены голубым цветом. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что голубой краски на глобусе в 2 раза больше, чем какой-либо другой. Это значит, что моря и океаны занимают на поверхности Земли в 2 раза больше места, чем суша. Если бы вся вода из рек, морей, океанов и озер разлилась по планете, то Земля оказалась бы под девятиметровым слоем воды.
97,75 % всего мирового запаса воды составляют соленые воды океанов и морей, 2,25% — пресные. Но почти половиной этого объема воды человек не может воспользоваться, так как она находится в виде льда и снежных шапок в Антарктиде, Арктике, Гренландии, на вершинах гор в различных районах Земли. На самом деле пресной воды, которую может употреблять человек, совсем мало.
Сколько на Земле океанов?
Все моря и океаны вместе взятые занимают более 2/3 поверхности Земли. Водная оболочка Земли называется Мировым океаном.
Мировой океан - не сплошной, континенты и большие архипелаги делят его на несколько океанов.
Принято считать, что на земном шаре четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.
Но в 2000 году Международная гидрографическая организация приняла решение выделить из состава Атлантического, Индийского и Тихого пятый океан, окружающий Антарктиду - Южный (или Антарктический) океан. Границу провели по 60 параллели южного полушария.
Самый большой из океанов — Тихий. Его площадь - 178,7 млн км2. Он также самый глубокий океан: в Марианской впадине, которая простирается от юго-востока острова Гуам до северо-запада Марианских островов, его глубина достигает 11034 м. В Тихом океане находится самая высокая подводная гора - Мауна-Кеа. Она поднимается со дна океана и выступает над поверхностью воды на Гавайских островах. Ее высота — 10205 м, то есть она выше даже самой высокой в мире горы Эверест, хотя ее пик поднимается над уровнем моря всего на 4205 м.
Атлантический океан простирается на 91,6 млн. км2.
Площадь Индийского океана — 76,2 млн км2.
Площадь Антарктического океана — 20,327 млн. км2.
Северный Ледовитый океан занимает площадь примерно 14,75 млн. км2.
Бывают ли моря без берегов?
Разве бывают такие моря? Обычные — нет. А то, о котором пойдёт речь, одно-единственное на всём белом свете. И первым увидел его не кто иной, как сам Христофор Колумб во время своего первого плавания через Атлантический океан, которое завершилось открытием Нового Света.
...Выйдя из испанского порта Палое, три каравеллы Колумба быстро достигли Канарских островов, уже давно освоенных испанцами. Затем, 6 сентября 1492 года, маленькая флотилия двинулась по водам Атлантики дальше на запад. Впереди была полная неизвестность.
Первые три дня из-за малого ветра каравеллы двигались очень медленно. Затем ветер поднялся, и корабли полетели вперёд, словно на крыльях. 16 сентября моряки начали замечать в воде множество пучков зелёной травы. Колумб записал тогда в своём личном дневнике: «Как можно было судить по её виду, трава эта лишь недавно была оторвана от земли». Великий адмирал счёл это счастливым предзнаменованием — берега «Индий», которые он искал, казалось, уже рядом. Смущало, правда, то, что лот не доставал дна, а вблизи земли должно было быть достаточно мелко.
Но ветер вскоре стих, и скорость каравелл упала. А травы в морской воде становилось всё больше и больше, иной раз всё вокруг казалось сплошным ковром из неё. Никто из мореплавателей никогда и нигде прежде не видел ничего подобного. Затем несколько дней царил почти полный штиль. 23 сентября 1492 года Колумб внёс в свой дневник такую запись: «Так как море было тихое и гладкое, люди стали роптать, говоря, что море тут странное и никогда не подуют ветры, которые помогли бы им возвратиться в Испанию».
Удивительным было и то, что стрелка компаса перестала указывать на Полярную звезду, сместившись на несколько градусов к северо-западу. А однажды ночью над каравеллами пронеслась, как недобрый знак, «огненная стрела» и упала в этот загадочный ковёр из плавающей травы.
И всё-таки злоключения Колумба завершились благополучно. Ему удалось уговорить моряков продолжить путь, и каравеллы наконец оставили позади удивительные воды, покрытые травой. 12 октября 1492 года вперёдсмотрящий увидел берег — это был один из Багамских островов. Затем Колумб вошёл в Карибское море, где обнаружил огромные земли — Кубу и Гаити...
Так был открыт Новый Свет, полный золота и всяческих чудес, вроде необыкновенных людей с красной кожей — индейцев, диковинных растений и животных. Это важнейшее географическое достижение, конечно, затмило попутное открытие великим адмиралом необыкновенного моря в Атлантическом океане, расположенного между 23 — 25° северной широты и 30 — 68° западной долготы — моря без берегов и почти сплошь покрытого плавающей растительностью.
Однако в его водах поневоле появлялись всё новые и новые корабли, идущие в Новый Свет. Это удивительное место в Атлантике окрестили Саргассовым морем — от испанского слова «sargazo», что означает — «фокус». И у этого странного моря быстро стала расти недобрая слава.
Довольно быстро разобрались с тем, что пучки травы — это не что иное, как плавающие морские водоросли. Но скопление их в одном месте и в таком огромном количестве казалось мореплавателям недобрым предзнаменованием. Какая неведомая сила собрала их вместе? К тому же в центре Сар-гассова моря очень часто царил полный штиль. Кораблям подолгу приходилось стоять с поникшими парусами. Казалось, их цепко удерживает, не желая отпускать, этот сплошной ковёр из жёлтых, зелёных и бурых водорослей. Многие моряки боялись, что никогда уже не тронутся с места и умрут от голода и жажды.
А с течением десятилетий в этих водах действительно стали встречаться корабли без экипажей, опутанные водорослями, но ещё держащиеся на плаву. Иногда, к ужасу суеверных моряков, они видели приткнувшиеся друг к другу погибшие суда разных эпох. В конце концов, тайны Саргассового моря стали вдохновлять романистов, достаточно вспомнить хотя бы знаменитый «Остров погибших кораблей» Александра Беляева.
Но, чем больше человек узнавал о морях и океанах, тем меньше становилось тайн. Так случилось и с Саргассовым морем. Уже к XIX веку учёные знали, что у него тоже есть берега, только совсем непохожие на обычные. Правильнее, конечно, назвать их не берегами, а границами. Образованы они тёплым течением — Гольфстримом, которое зарождается во Флоридском проливе. На пути Гольфстрима вдоль восточного берега Северной Америки от него отходят потоки, один из которых и идет по кругу, внутри которого лежит Саргассово море.
В том же XIX веке в школьных учебниках по географии уже приводилось и наглядное объяснение, почему именно в Сар-гассовом море образуется огромное скопление водорослей. «Если в сосуд с водой опустить кусочки пробки или какие-либо плавающие тела и сообщить воде в сосуде круговое движение, то увидим, что разрозненные кусочки пробки соединятся в центре сосуда, иначе говоря, в самом спокойном месте. Вообразите, что сосуд — Атлантический океан, круговое течение — Гольфстрим, а центр, где соединяются плавающие тела, — Саргассово море».
Словом, многие века Гольфстрим собирал в одном месте водоросли, которые материковые реки выносили в Атлантический океан. И не только водоросли, но и стволы деревьев, и прочий материковый «мусор». С развитием мореплавания к нему стали добавляться и корабли, потерпевшие катастрофы и брошенные экипажами, но сохранившие плавучесть. Течение тоже выносило их в Саргассово море, и, понятно, с веками таких кораблей становилось всё больше и больше...
Есть объяснение и тому, почему компас Колумба отклонился от Полярной звезды. Иначе и быть не могло в этих местах, потому что сравнительно недалеко от Саргассо-ва моря находится северный магнитный полюс. А описание «огненной стрелы», пролетевшей над каравеллами, очень напоминает вполне обыденное явление — падение метеора.
И всё же, особая слава у Саргассова моря остаётся и в наши дни. Хотя бы потому, что располагается оно не где-нибудь, а в районе знаменитого Бермудского треугольника, загадки которого волнуют воображение многих людей. Вдобавок как раз под Саргассовым морем на дне океана может лежать погибшая легендарная страна Атлантида...
Как появились названия морей?
На Земле много морей, и все они имеют названия. Только удивительно, что не все названия соответствуют тому, что мы видим. Например, тот, кто был на Черном море, подтвердит, что вода в нем вовсе не черная, а голубая. В чем же секрет?
Голубым Черное море бывает не всегда. Зимой, когда дуют холодные ветры, оно хмурится, морская поверхность темнеет, с грохотом обрушиваются на берега огромные свинцовые волны. Вот и прозвали его Черным, что значит «опасное», «суровое», «грозное».
А вот Желтое море свое название получило от реки Хуанхэ (в переводе «Желтая река»). Река, впадая в море, приносит много ила и грязи, отчего море приобретает мутный желтый цвет.
Есть и Белое море. Оно северное, холодное, покрыто зимой белыми льдинами. Вот потому и зовут его Белым.
Вода в Красном море имеет голубой цвет. Но иногда на его поверхность всплывают красные водоросли, и тогда вода приобретает красно-бурый оттенок.
Есть Коралловое море, которое названо так потому, что в нем огромное число коралловых рифов.
А еще названия морей происходят от названий островов, находящихся в них: Яванское море, Японское, Гренландское.
Часто морям присваивают имена знаменитых мореплавателей и путешественников. Например, есть море Лаптевых, Берингово и Баренцево моря.
Что такое приливы и отливы?
Тот, кто живет на берегу океана или моря, может наблюдать такое явление, как прилив и отлив. 2 раза в сутки океан наступает на берег, затем постепенно отходит назад.
Виной всему Луна. Луна и Земля притягиваются друг к другу. Притяжение Луны настолько сильно, что под его воздействием вода Мирового океана выгибается ей навстречу. Но Луна не стоит на месте, она вращается вокруг Земли, а вместе с ней движется и приливная волна. Приблизится Луна к берегу - наступает прилив, удалится - вслед за ней уходит от берега и вода.
Максимальный уровень воды (во время прилива) называется полной водой, а минимальный (во время отлива) — малой водой.
Вода поднимается на стороне Земли, обращенной к Луне, и на противоположной стороне, образуя приливные выступы. Там из-за этого возникает излишек воды. За счет этого в то же самое время снижается уровень воды в точках Земли, находящихся под прямым углом к точкам прилива — здесь наступает отлив.
Почему выпуклостей в Мировом океане образуется две? Гравитационный поток от Луны вытягивает океаны Земли в эллипс с Землей в центре. Эффект принимает форму двух выпукло поднятых уровней моря относительно Земли; один ближе всего к Луне и один самый дальний от нее. Кстати, Солнце тоже вызывает приливы и отливы, ведь оно тоже притягивает к себе Землю. Но из-за того, что Солнце гораздо дальше от Земли, приливные силы Солнца меньше приливных сил Луны в 2,2 раза.
Где находится самый высокий водопад в мире?
На юге и юго-востоке Венесуэлы расположено Гвианское плоскогорье. Именно здесь на реке Чуруми, притоке реки Каррао, находится самый высокий на Земле водопад Анхель.
Водопад открыт сравнительно недавно — в 1935 году и носит имя своего первооткрывателя — американского летчика Джеймса Энджела (Энджел - так по-английски произносится слово angel. В испанском жн языке Angel читается как Анхель, поэтому название именно такое). Индейцы же называют водопад Апемей, или Девичья бровь. Анхель низвергается вниз с вершины плато Ауян-Тепуи (что в переводе означает «Горы дьявола»). Этот горный массив сложен пористыми песчаниками, имеет высоту до 2600 м, круто обрывается отвесной скальной стеной. Вода Анхеля падает и разбивается о скалы с высоты 1054 метров — поистине сказочное зрелище!
Анхель был открыт так поздно потому, что расположен в одном из самых глухих и труднодоступных уголков Земли. Подступы к стене перекрывает сельва - дремучий тропический лес. Впервые его обнаружил в 1910 году исследователь Эрнесто Санчес ла Крус, но ему не удалось привлечь внимания мировой общественности к своему отрытию. Энджел попал в это место, облетая местность в поисках золотой руды. Его моноплан "Фламинго" застрял в болотистых джунглях на вершине, и он заметил довольно внушительный водопад, простирающийся вниз на тысячи футов. Он попытался посадить самолёт на Ауянтепуй, но при посадке самолет был поврежден, когда лопнуло одно из колес самолета. Спускалась экспедиция с горы пешком, и этот поход занял 11 дней. Добравшись до ближайшего почтового отделения, Анхель сообщил о своем открытии Национальному географическому обществу Соединенных Штатов. Новость об этом распространилась очень быстро. И водопад был назван в его честь. Джимми Энджел не нашел золота, но его имя было увековечено. На латиноамериканских картах водопад часто обозначается как Сальто-Анхель, т. е. "прыжок ангела". Последние годы жизни Энджел провел в Венесуэле, умер в 1956 г. и завещал развеять свой прах над водопадом его имени.
А самолет так и остался лежать прикованным к горе и пролежал там 33 года, пока не был поднят вертолетом. В настоящее время он находится в Музее Авиации в Маракае.
Водопад Анхель долгое время был доступен лишь для самых упорных исследователей джунглей, но сейчас уже есть туристические экскурсии к водопаду по воздуху (на небольшом легком самолете) или по воде (на каноэ).
Какое море самое солёное в мире?
Иногда на этот вопрос отвечают: "Мёртвое море". Это неправильный ответ. Хотя этот водоём называется морем, на самом деле Мёртвое море не имеет стока и, таким образом, является озером. И спорит за пальму первенства в конкурсе самых соленых озер мира.
А самое солёное море - это Красное море. Оно расположено в тектонической впадине глубиной до 3 км между Аравийском полуостровом и африканским континентом, являясь внутренним морем Индийского океана. Климат здесь очень жаркий и засушливый, поэтому, с одной стороны, осадки очень редки (не более 100 мм в год), а испарение с поверхности моря сильное (2000 мм в год). В Красное море не впадает ни одна река, а дефицит воды восполняется из Аденского залива (на юге). В итоге содержание солей в 1 л воды Красного моря достигает 41 г (41‰). Для сравнения: в Средиземном море, с которым Красное соединяется через Суэцкий канал, концентрация солей составляет 25 г/л.
Из-за того, что в Красное море не впадают реки, вода в нём кристально чистая и прозрачная, ведь реки несут с собой ил и песок. Благодаря жаркому климату у берегов Египта и подогрева моря "снизу" теплом ядра планеты температура воды даже зимой не опускается ниже +20°C, а летом достигает +27°C. Поэтому животный и растительный мир в этом регионе отличается редким многообразием и красотой, делая Красное море одним из живописнейших мест на планете. Особенную привлекательность Красному морю придают обширные коралловые «сады», которые можно увидеть, даже не отплывая далеко от берега. Кораллы вносят дополнительную лепту в процесс очищения кристально чистой воды моря, постоянно фильтруя ее. Всего здесь насчитывается более тысячи видов рыб, причем около 30% из них являются эндемиками (то есть встречаются только в местных водах).
Причина этого явления - в геологических процессах в районе Красного моря. Много лет назад оно соединялось со Средиземным морем узким каналом. Затем, когда формировались и двигались континенты, этот канал закрылся, и Красное море оказалось полностью изолировано сушей от других вод. Населявшие море жители, отрезанные от своих родственников, стали приспосабливаться к новым условиям жизни. Позже на юге Красного Моря образовался узкий пролив в Индийский океан – Баб-Эль-Мандеб. Это самое узкое и мелкое место в Красном море и сегодня остается барьером для перемещения морских животных из моря в океан и обратно.
Вода в Красном море очень хорошо и равномерно перемешивается. Зимой поверхностные воды остывают, становятся более плотными и опускаются вниз, а с глубины вверх поднимаются теплые воды. Летом с поверхности моря испаряется вода, а оставшаяся вода становится более соленой, тяжелой и опускается вниз. На ее место поднимается менее соленая вода. Таким образом, весь год вода в море интенсивно перемешивается, и во всем своем объеме (кроме впадин) море одинаково по температуре и солености.
В 60-х годах 20 века в Красном море были обнаружены впадины с горячими рассолами. В настоящий момент известно более 20 таких впадин. Температура рассола в них находится в пределах 30-60°C и повышается на 0.3-0.7°C в год. Это значит, что впадины подогреваются снизу внутренним теплом Земли. Наблюдатели, погружавшиеся во впадины на подводных аппаратах, рассказывают, что рассолы не сливаются с окружающей водой, а четко отличаются от нее и выглядят как илистый грунт, покрытый рябью, или как клубящийся туман. Химические анализы показали, что содержание в рассолах многих металлов, в том числе и драгоценных, в сотни и тысячи раз выше, чем в обычной морской воде.
Какое озеро самое солёное в мире?
На звание самого солёного озера в мире есть несколько претендентов. Давайте поближе познакомимся с этими озерами, ведь каждое из них по-своему уникально.
1. Мёртвое море
Самый, пожалуй, известный претендент. Хотя оно и называется морем, на самом деле это озеро, так как оно бессточное, то есть не имеет выхода в океан.
Мёртвое море находится на границе Израиля и Иордании. По размеру оно совсем небольшое:76 километров в длину и 18 километров в ширину. Площадь его составляет 810 км2, а глубина - около 370 м, и она постоянно уменьшается. В Мёртвое море впадает всего одна крупная река - Иордан, а также несколько мелких речек и ручьев. Веками несёт Иордан сюда свои воды, которые интенсивно испаряются - температура здесь редко опускается ниже 40°С - а соли остаются и накапливаются. Кроме вод реки Иордан, Мёртвое море питает большое количество минеральных источников, бьющих на его южном берегу. В результате концентрация солей в Мёртвом море составляет, в среднем, 28%, а местами достигает 33%. Для сравнения, в Мировом океане концентрация солей - около 3-4%. Наиболее пресная вода ("всего" 24%) на севере Мёртвого моря - там, где в него впадает река Иордан. Чем южнее, тем солёнее вода в озере. На самой южной оконечности из высыхающего пересыщенного соляного раствора образуются даже соляные столбы. Один из них напоминает своими очертаниями женскую фигуру в плаще и называется "жена Лота". Это название тесно связано с библейской легендой, согласно которой Бог решил покарать города Содом и Гоморру, находившиеся в районе Мёртвого моря, за то, что эти города погрязли в разврате. Бог предупредил об этом праведника Лота, велев уходить из города накануне его разрушения, нигде не останавливаясь и не оборачиваясь. Но жена праведника, нарушив запрет Господа, оглянулась, уходя, на родные стены, за что и была наказана, превратившись в соляной столп).
Соляной столп "жена Лота"
Воды Мёртвого моря на самом деле мёртвые, как говорит его название: здесь не водится рыба, не растут водоросли; безжизненны также его берега. Даже поверхность этого озера не напоминает водную - это густая маслянистая на вид жидкость с металлическим отливом и желтовато-белыми хлопьями соли на мелких местах. Однако оно не совсем "мёртвое": в его водах обитают различные солелюбивые бактерии и даже грибки.
Мёртвое море
Из-за столь высокой концентрации солей утонуть в Мёртвом море невозможно. Нельзя также ни поплыть, ни нырнуть - человек может лишь качаться на поверхности воды Мёртвого моря, как поплавок. Можно спокойно растянуться с книгой на поверхности этого уникального озера - густой плотный рассол не даст вам утонуть. Однако он разъедает кожу, и малейшая царапина при попадании на нее этого рассола начинает саднить. Поэтому купание в Мёртвом море - удел любителей экзотики или тех, кто делает это по предписанию доктора - целебные свойства этих вод, а также грязей Мёртвого моря, богатых бромом, калием, натрием и йодом, известны еще со времен библейского царя Ирода. Вода Мёртвого моря хорошо лечит кожные и другие заболевания.
В Мёртвом море невозможно утонуть
Побережье Мертвого моря является самым низким местом на суше нашей планеты и лежит на 400 метров ниже уровня Мирового океана.
2. Озеро Дон-Жуан
На ледниковом материке Антарктида, в долине Райт на земле Виктории, обнаружено еще одно озеро, претендующее на пальму первенства по своей солёности.
Местоположение озера Дон-Жуан
Названо оно вовсе не в честь знаменитого ловеласа, как могло бы показаться на первый взгляд, а в честь людей, которые его обнаружили в 1961 г. - это были вертолётчики Дон Ро и Джон Хики. Оно совсем маленькое. Еще в 1998 г. оно было не более 100 м глубиной, длина и ширина его были соответственно 1 и 0,4 км. В настоящий момент глубина водоема не превышает 10 см, а его размер составляет 300 метров в длину и 100 метров в ширину. Вода очень быстро испаряется, но озеро не пересыхает до конца, благодаря подводным водам. Собственно, это озеро является местом выхода грунтовых (подземных) вод.
Озеро Дон-Жуан - вид из космоса
Причиной невероятной солености озера, как предполагают учёные, является, высокое содержание солей в осадочных породах, через которые проходит талая вода с родников, питающая озеро. Воздух в долине крайне сухой, и в таких условиях вода сильно испаряется.
По содержанию солей Дон-Жуан обгоняет Мёртвое море - оно составляет здесь 40%. Из-за высокой концентрации солей Дон-Жуан не замерзает даже в 50-градусные морозы.
Озеро Дон-Жуан
Еще одной причиной интереса ученых к озеру является возможное сходство условий в его окрестностях с поверхностью Марса. Предполагают, что на Марсе есть немало озёр, подобных Дон-Жуану.
3. Озеро Эльтон
Озеро Эльтон (название, возможно, происходит от монгольского "Алтын-Нор" - золотое дно) находится в России, в Волгоградской области, недалеко от границы с Казахстаном. Это самое большое по площади минеральное озеро Европы (152 км2). Глубина этого удивительного озера составляет всего 5-7 см летом и до 1,5 м весной.
Озеро Эльтон
Минерализация вод Эльтона достигает 200-500 г/л, что в полтора раза больше, чем у Мёртвого моря. До 1882 г. здесь велась добыча соли. В 1910 на берегу озера Эльтон был построен санаторий. С 2001 г. озеро Эльтон входит в состав природного парка "Эльтонский".
По форме озеро почти круглое. Оно находится во впадине между крупными соляными куполами и не имеет стока. Питает его 7 рек, а на дне имеются выходы солёных источников. Климат в районе Эльтона засушливый, с частыми сильными ветрами. Уровень озера Эльтон находится на 15 м ниже уровня моря.
Вид на озеро Эльтон из космоса
Воды озера Эльтон имеют красноватый оттенок, который ему придают бактерии вида Dunaliella salina.
4. Озеро Баскунчак
Озеро Баскунчак находится недалеко от озера Эльтон - в Ахтубинском районе Астраханской области (Россия).
Озера Эльтон и Баскунчак (Карта Google)
Его соленость достигает 37% (370 г/л). Этот уникальный водоём площадью 100 км2 представляет собой углубление на вершине соляной горы, уходящей основанием на тысячи метров в глубь земли и прикрытой толщей осадочных пород.
Озеро Баскунчак
Питание озера происходит главным образом за счет источников. Соли Баскунчака - это необычайно чистый (99,8%), "как лёд", хлорид натрия NaCl - поваренная соль. Вот почему именно здесь добывается 80% всей соли в Российской Федерации, за что его прозвали "всероссийской солонкой". А добывать соль здесь начали еще в VIII веке. Глубина залегания соли в озере достигает 6 км, а многочисленные ключи, впадающие в него, ежедневно пополняют ее запас более чем на 2,5 тысяч тонн, так что запасы соли здесь практически неисчерпаемы
В некоторых местах озера Баскунчак закопаны специальные деревянные пеньки – точки кристаллизации соли.
Фото озера Баскунчак
Почти вся поверхность озера покрыта солью, и по ней можно ходить.
Воздух у озера Баскунчак с высоким содержанием брома и фитонцидов, а также его +иловая грязь обладают целебным действием, который по достоинству могут оценить гости местного санатория-профилактория "Баскунчак", расположенного на берегу озера.
Купание в озере Баскунчак
Кто первым опустился на морское дно?
По легенде, первым опустился на дно моря Александр Македонский в 4 веке до нашей эры. Так утверждал Аристотель. Целью погружения была разведка: необходимо было выяснить, не установили ли защитники финикийского города Тира подводные заграждения. Погружение Александр Македонский совершил в особом стеклянном аппарате.
Подавать воздух в водолазный колокол с помощью насоса предложил в 1690 году англичанин Эдмунд Галлей - тот самый, именем которого названа комета.
Как известно, чем глубже водолаз погружается в море, тем большее давление воды испытывает. Единственным выходом было сконструировать сферический аппарат, чтобы вода давила на сферу со всех сторон с равным усилием. Такой аппарат, названный батисферой, сконструировал в 1930 году Уильям Биб (США).
Чарльз Биб и Отис Бартон
Позже, в 1948 году, благодаря швейцарскому ученому Огюсту Пиккару, появился батискаф, способный самостоятельно, без помощи корабля, погружаться и всплывать. Устройство батискафа Паккара больше напоминало дирижабль, чем подводный аппарат.
Батискаф Огюста Пиккара сразу погрузился на 3140 метров в Средиземном море. А в 1960 году сын Огюста Пиккара Жак на аппарате «Триест» впервые в истории человечества опустился на дно Марианской впадины (Тихий океан), которая находится на глубине 11,25 километра. "Триест" погрузился на рекордную в истории человечества глубину - 10 919 метров. Погружение заняло около 5 часов, подъём — около 3 часов, а на дне аппарат пробыл 20 минут.
Батискаф "Триест"
РЫБЫ
Где и как живут рыбы?
В реках, озерах, морях и океанах живет более 20 тысяч различных видов рыб. Рыбы, которые живут в пресной воде, называются пресноводными, а те, которые обитают в соленой, — морскими. Как и другие животные, рыбы живут и в теплых водоемах, и в холодных полярных морях.
Большинство рыб не способны дышать воздухом, так как жабры могут поглощать только кислород, растворенный в воде. Однако до настоящего времени сохранились 3 вида рыб, у которых есть легкие, позволяющие им дышать воздухом. Например, обитающий в Африке протоптерус может на короткое время выбираться на сушу.
Рыба движется в воде, сокращая и расслабляя мышцы. Также она отталкивается от воды, виляя хвостом из стороны в сторону. А плавники нужны рыбе для того, чтобы менять направление и сохранять равновесие.
Сколько видов рыб населяют воды нашей планеты?
В современной фауне насчитывается более 20 тыс. видов рыб и рыбообразных - больше, чем млекопитающих, птиц, пресмыкающихся и земноводных вместе взятых.
В водах России живет около 1500 видов, из них 300 видов - обитатели пресных вод.
Десятую часть всех видов рыб составляют промысловые рыбы. Они дают много ценных продуктов: пищу, лекарства, корм для домашних животных, удобрения для полей, технические жиры и сырье для легкой промышленности. Различают пресноводных, проходных и морских промысловых рыб.
Пресноводные рыбы проводят всю свою жизнь в реках, прудах и озерах.
Проходные и полупроходные рыбы откармливаются и растут в море, а размножаются в реках. Проходные рыбы совершают дальние странствия от мест откорма к местам размножения в верховьях рек, длиной до нескольких тысяч километров; полупроходные обычно не выходят далеко в море и не поднимаются высоко в реки.
Среди морских рыб различают пелагических - живущих в верхних слоях и у поверхности моря (например, сельдь и скумбрия), придонных и донных рыб, обитающих в придонных водах или на дне (например, треска и камбала).
Верно ли то, что рыбы не разговаривают?
Учеными было установлено, что рыбы издают различные звуки.
Характер этих сигналов зависит от их предназначения. Одни рыбы издают звуки при движении, другие - при питании. Существуют специальные сигналы, предупреждающие о надвигающейся опасности, при которых рассыпается вся стая.
По характеру звука, издаваемого рыбами, можно зачастую определить, какая рыба находится поблизости. А по его мощности - о ее количестве. Большие косяки сельди «чирикают», как молодые птенцы. Килька производит шум, напоминающий шорох ветвей на ветру. Обитающую в Средиземном и Черном морях сциену называют «поющей» рыбой, она издает довольно громкие, длительные и даже мелодичные звуки.
Говорят, что еще Леонардо да Винчи подслушивал «разговоры» рыб, приложив ухо к вертикально опущенному в воду веслу.
Для чего рыбе нужен хвостовой плавник?
Хвостовой плавник рыбы выполняет функцию руля, особенно при крутых поворотах.
Хвостовой плавник создает силу, толкающей рыбу вперед. До 40% всей энергии толчка рыба получает за счет хвоста.
И еще хвостовой плавник выравнивает поступательное движение рыбы: благодаря его работе рыбу не кидает из стороны в сторону.
Зачем рыбе плавательный пузырь?
Плавательный пузырь рыбы - это вырост пищевода.
Плавательный пузырь помогает рыбе находиться на определенной глубине - той, на которой вес вытесняемой рыбой воды равен весу самой рыбы. Благодаря плавательному пузырю рыба не тратит дополнительную энергию на поддержание тела на этой глубине.
Рыба лишена возможности произвольно раздувать или сжимать плавательный пузырь. Если рыба погружается, возрастает давление воды на ее тело, оно сдавливается, и плавательный пузырь сжимается. Чем ниже опускается рыба, тем сильнее становится давление воды, тем больше сдавливается тело рыбы и тем стремительнее продолжается её падение. А когда рыба поднимается в верхние слои, то давление воды на нее уменьшается, происходит расширение плавательного пузыря. Чем ближе к поверхности воды находится рыба, тем больше расширяется газ в плавательном пузыре, который уменьшает удельный вес рыбы. Это ещё больше выталкивает рыбу к поверхности.
Итак, рыба не может регулировать объем плавательного пузыря. Но зато в стенках пузыря есть нервные окончания, посылающие сигналы в мозг при его сжатии и расширении. Мозг же на основании этой информации отправляет команды исполнительным органам - мышцам, с помощью которых рыба осуществляет движение.
Таким образом, плавательный пузырь рыбы - это ее гидростатический аппарат, обеспечивающий ее равновесие: он помогает рыбе оставаться на определенной глубине.
Некоторые рыбы с помощью плавательного пузыря могут издавать звуки. У некоторых рыб он служит резонатором и преобразователем звуковых волн.
Кстати...
Плавательный пузырь появляется в процессе эмбрионального развития рыбы как вырост кишечной трубки. В дальнейшем канал, который соединяет плавательный пузырь с пищеводом, может остаться или зарасти. В зависимости от того, есть ли у рыбы такой канал, все рыбы делятся на открытопузырных и закрытопузырных. Открытопузырные рыбы могут заглатывать воздух и таким образом контролировать объём плавательного пузыря. К открытопузырным относятся карпы, сельди, осетровые. У закрытопузырных рыб газы выделяются и поглощаются через густое сплетение кровеносных капилляров на внутренней стенке плавательного пузыря — красное тело.
У всех ли рыб есть плавательный пузырь?
У донных, а также глубоководных рыб плавательного пузыря нет. Во-первых, у них нет необходимости всплывать, во-вторых, плавательный пузырь на больших глубинах просто бесполезен - при высоком давлении воды, которые существует на глубине, газ из него немедленно выдавился бы наружу.
Как же у таких рыб обеспечивается плавучесть? За счет жира. Во-первых, он обеспечивает снижение плотности тела, Во-вторых, жир несжимаем. В условиях огромного давления на глубине это очень важное свойство.
Рыбы с плавательным пузырем не могут быстро переходить из поверхностных слоев воды в глубинные и обратно. Поэтому рыбы, совершающие быстрые вертикальные перемещения (тунцы, скумбрия), тоже лишены плавательного пузыря.
Нет плавательного пузыря и у акул. Поэтому они вынуждены постоянно находиться в движении, чтобы не утонуть. Стоит им замедлиться, как они тут же начинают погружаться. Поэтому акулы, живущие в толще воды, непрерывно двигаются даже во время отдыха. У песчаных акул есть заменитель плавательного пузыря костистых рыб: они заглатывают пузыри воздуха и держат его в особом воздушном кармане желудка.
Есть ли у рыб шея?
У рыб шеи нет. Череп рыбы неподвижно соединен с позвоночником. Благодаря этому передний конец тела рыбы имеет устойчивую обтекаемую форму, которая необходима при движении в воде, а голова прочно соединена с телом, что очень важно, так как при плавании именно голова рыбы разрезает воду.
Скелет рыбы (плотвы)
Таким образом, отсутствие шеи у рыб - это результат специфики их среды обитания и образа жизни.
Как зимуют рыбы?
С наступлением зимы в водоемах происходят большие изменения, которые влияют на поведение подводных обитателей. Снижается температура воды. Постепенно уменьшается светлый период суток. Затем водоемы закрываются ледяным покровом, сверху его заваливает снег - освещенность падает еще сильнее. Долгие 4 месяца подводные обитатели существуют в условиях холода, дефицита кислорода и полутьмы. В период зимовки у рыб резко снижается активность, практически полностью прекращается потребление пищи, замедляются процессы роста, снижается частота сердечных сокращений, замедляются реакции на раздражители, скорость обмена веществ в организме замедляется и поддерживается за счет накопленных летом жировых запасов.
Зимовальные ямы
Разные виды рыб неодинаково пережидают этот тяжелый период. Многие виды теплолюбивых рыб, таких как лещи, карпы, лини, уже в октябре-ноябре собираются в огромные стаи и отправляются в зимовальные ямы. Здесь они проводят около 3 месяцев практически без движения, как сельди в бочке! У тех рыб, которые находятся в самом низу, даже образуются пролежни на брюхе.
При этом рыбы одного вида и возраста зимуют вместе и большими скоплениями. Если яма небольшая, то в ней устраиваются абсолютно одинаковые особи! Ученые-ихтиологи объясняют эту загадку природы тем, что массовое скопление рыб одного вида и возраста обеспечивает им оптимальные условия для зимовки, потому что процессы обмена в организме рыбы при этом менее интенсивны, чем было бы, если бы рыбы зимовали в одиночку. Кроме того, так рациональнее используется слизь, которую рыбы выделяют в качестве изолирующего средства.
А вот сомы пристраиваются повыше, около зимовальных ям – на выходах из глубин, границах ям и повышений дна. Это объясняется тем, что в самой яме уже спустя месяц после образования ледяного покрова кислородный режим резко изменяется в худшую сторону, что сомы не переносят.
Как зимуют хищные рыбы
Рыбы-хищники в зимовальные ямы не прячутся. Но и обитателей таких ям почему-то не трогают, хотя могли бы таким образом на всю зиму обеспечить себе сытое существование. В большинстве своем щуки, окуни и судаки охотятся за теми рыбами, которым ледовый панцирь над головой нипочем и они не уходят на зиму с привычных мест обитания - это окунь, плотва, уклейка, верховка и ерш.
С появлением ледового покрова меняется поведение хищных рыб. Хищных рыб разделяют по отношению к свету: так, окунь - это сумеречно-дневной хищник, щука – сумеречный, судак – глубокосумеречный.
В начале зимы подо льдом создается полутьма, которая “на руку” сумеречным хищникам. И тогда они в первые дни установления ледового покрова устраивают своим жертвам кровавую бойню. Этот жор хищника называют “перволедок”.
А вот для налима именно зима является благоприятным временем года. Теплая летняя вода его угнетает. При температуре выше 15-16°С налим перестает питаться и впадает в спячку, забившись в береговые норы, под крупные камни или коряги, а при температуре 27°С погибает. Лишь осенью, когда вода в реках заметно остывает, он пробуждается и начинает интенсивно откармливаться. Охотиться налимы предпочитают ночью. Молодые налимы питаются зоопланктоном, а годовалые переходят на "рыбную диету". Когда грянут трескучие морозы и реки покроются толстым слоем льда (в ноябре-декабре на севере или в декабре-феврале - в умеренной зоне), налим становится еще более активным и приступает к размножению, выметывая свою икру на каменистых участках дна.
Миграция рыб
Некоторые рыбы умеренных и арктических широт не желают зимой менять привычный для них образ жизни. Они предпочитают перебраться в более теплые воды. Хамса, обитающая в Азовском море, интенсивно питается летом, накапливая жир. С похолоданием воды она мигрирует через Керченский пролив в Черное море и там зимует, погружаясь на глубину до 100-150 м. Именно во время зимовальной миграции азовской хамсы начинается промысел этой рыбы. Каспийская сельдь зимой откочевывает на юг, где вода теплее.
"Замороженная рыба"
А если водоем мелкий, непроточный и зимой промерзает насквозь? Такие озера есть в Арктике. Их обитатели - обыкновенный карась и черная рыбка даллия с наступлением зимы зарываются в ил. Когда такие водоемы промерзают до самого дна, рыбы часто оказываются вмерзшими в лед. Но их выносливость к низким температурам поражает. Даже находясь в ледяном плену, рыбы не погибают - если только не промерзнут жабры и жидкие среды организма. Весной, когда водоемы оттаивают, даллия оживает и за короткое полярное лето успевает откормиться и оставить потомство.
Бывает и такое...
В экваториальных водоемах, где никогда не бывает зимы, рыбы могут быть активными в течение круглого года. Однако у некоторых из них в зимние месяцы тоже начинаются проблемы. Только связаны они, конечно, не с похолоданием, а, наоборот, с невыносимой жарой и засухой. Некоторые тропические рыбы зарываются в ил и засыпают. Это помогает им переносить жару и связанный с ней недостаток кислорода.
Если карась и даллия - самые морозостойкие пресноводные рыбы, то маленькая рыбка из рода карпозубиков - Cyprinodon macularius (ципринодон макулярис), обитающая на юге Северной Америки, - рекордсмен по выдерживанию наиболее высокой температуры воды. Она обитает и умудряется не свариться в горячих источниках Калифорнии, температура воды которых - 52°С! Для справки: в воде с такой температурой невозможно сколько-нибудь длительное время удержать руку.
Кто такие морские коньки?
Морской конек - забавный морской обитатель, которого ты наверняка видел хотя бы на картинках. Перемещается он в вертикапьном положении. Вместе с близкими родственницами - морскими иглами — морские коньки образуют семейство игловидных рыб.
У морских коньков нет чешуи, как у других рыб. Сверху тело морского конька покрыто костным панцирем, защищающим его от опасностей. Этот панцирь настолько твердый, что вы не сможете раздавить руками даже сухого мертвого конька. Такой прочный скелет делает морского конька неуязвимым для хищников, поэтому эту рыбку обычно никто не трогает.
Голова морского конька может двигаться вверх или вниз, но не может поворачиваться в стороны. Но зато его глаза могут двигаться независимо друг от друга, одновременно наблюдая за происходящим в различных направлениях от него.
Морские коньки способны изменять свою окраску под окружающий фон от очень яркой до почти белой. У некоторых видов морских коньков мимикрия* доведена до совершенства. Такую рыбу, если она спрячется, трудно отличить от водорослей.
Но самой невероятной особенностью морского конька является то, что детенышей рождает... папа! Об этом ученым стало известно только в прошлом столетии. У самого основания брюшка самца морского конька, где нет защитного панциря, есть большой кожистый карман и щелевидное отверстие. Самка откладывает яйца в карман, пока он полностью не заполнится, а поместиться в него может более 600 яиц. Внутреннее покрытие кармана становится похожим на губку, заполненную кровеносными сосудами, которые играют важую роль в питании икринок.
Через 1-2 месяца самец рождает крошечных малышей - точную копию взрослых особей. Маленькие коньки выдавливаются через отверстие до тех пор, пока сумка не опустеет. Иногда самец испытывает очень сильные родовые схватки, чтобы вытолкнуть последнего детеныша!
Новорожденных морских коньков не называют «морским жеребцами», а просто «малышами».
* Мимикрия - способность некоторых растений и животных с помощью формы и окраски маскироваться под окружающую среду.
Кто такие морские петухи?
Морской петух - это рыба, которая летает и кукарекает!
Морской петух относится к семейству рыб отряда окунеобразных. Живет в Черном и Средиземном море, а также в Атлантике. Он бродит по дну моря, как на ногах, на пальцеобразных брюшных плавниках, имеющих лучи-отростки. Его красивые грудные плавники похожи на 2 веера и окрашены в красный, оранжевый и синий цвета. Ползая по дну, петушок выискивает ракообразных, ракушек и медуз.
Внешность морского петуха вообще диковинная: морда сплющенная, с выступающей раздвоенной верхней губой и дольно большой лоб; вдоль тела - две линии шипов.
Морской петух - хищная рыба. А охотится морской петух так. Он лежит на дне или под водорослями, чаще всего на их границе с чистой водой и выжидает роющуюся в песке рыбку барабульку или зазевавшаюсю креветку - излюбленное лакомство петуха. Заметив зазевавшуюся рыбешку, он быстро бросается вперед. Вот тут-то и выручают его "ноги": с помощью них он делает прыжок, оттолкнувшись ото дна. Наевшись, петух отдыхает в чаще водорослей.
С помощью своих плавников он может не только плавать, но и летать! Тихими теплыми вечерами петух любит "погонять" рыбью мелочь, резко выпрыгивая из воды. Распустив огромные плавники-крылья, служащие ему для планирующего полета, он летит в поисках добычи над морской поверхностью. Пролетев метров 15-20, он плюхается в воду, поднимая тучи брызг.
Морской петух умеет и кукарекать. Он «поет» круглый год, издавая звуки, похожие на хрюкание, ворчание или храп.
Имя: Юля
Я: Мама
Детки: сыночек и малышка
Знак зодиака: Телец
1. Тематическая беседа. Развитие речи Таким крохам достаточно рассказать, что рыбки живут в воде, а море - это когда много воды. Поиграть с водой. Переливать водичку в разные емкостей, замораживать ее (можно окрасить воду, а потом заморозить). смешивать с мылом и надувать пузыри...
2. Задания на логику, мышление, внимание, память. "Желатиновое море" Один из вариантов сенсорной коробки - океанариум. Добавляем в кипяток немного синей краски и желатина, охлаждаем и заселяем морскими жителями. Если использовать пищевой краситель и стеклянную посуду - море будет прозрачным. С детьми постарше можно играть в "находилки" - спрятать в море предметы и распечатать карточку с их изображениями, или написать словами, что нужно найти, если ребенок уже умеет читать.
3. Подвижные игры. Физическое развитие.
"По мостику"
Скажите ребенку, что гимнастическая скамейка – это мостик через речку:
Над речкой – узкий мостик, другого нет пути, Решили наши звери по мостику пройти. (Е.Железнова)
Предложите ребенку провести через мост зверей (приготовьте игрушку кошки, собаки, коровы и т.п.). Малыш прижимает одной рукой игрушку и идет через мост, держась за вас второй свободной рукой. Оставляет игрушку на другом берегу и возвращается за следующей.
4. Творческое задание
Застежкой будет заканчиваться хвост рыбы. А с противоположной стороны пакета будет нос рыбы. Со стороны где будет нос сгибаем углы пакета как показано на фото и приклеиваем.
Теперь вместе с ребенком можно набить пакет скомканными салфетками, или цветными бумажками для заметок. Можно использовать цветные страницы от журналов, смотря что есть под рукой.
Нам нужен небольшой целлофановый пакет с застежкой. Полоску целлофана выше застежки отрезаем ножницами.
Имя: Юля
Я: Мама
Детки: сыночек и малышка
Знак зодиака: Телец
1. Тематическая беседа. Развитие речи
Оборудование: рыбки — жетоны, иллюстрации с изображением Русалочки, кораблика, краба, лягушки, энциклопедия с иллюстрациями рыб, запись звуков «Журчание ручья», «Шум моря»).
Ход беседы: Организационный момент. Улыбнитесь друг другу, сядьте красиво. Руки на месте! Ноги на месте! Локти у края! Спинка прямая! Кто из вас любит приключения? Мы отправляемся в увлекательное путешествие, а на чём, вы узнаете, отгадав загадку: Ходит город — великан на работу в океан. (Корабль).
Отправляемся на красивом сказочном корабле. У нас в гостях сегодня Русалочка. Она покажет нам дорогу в страну интересных созданий.
Кто живёт в этой стране, вы узнаете, отгадав загадку: Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. У родителей и деток Вся одежда из монеток. Кто живёт в этой стране? (Рыбки).
Отправляемся в путь. Дорога наша трудна и опасна, поэтому мы должны сидеть тихо и слушать очень внимательно.
А кораблик наш тем временем подплывает к первой остановке. 1 остановка «Встреча с умным крабом».
Крабик нам расскажет всё, что знает о своих соседях — рыбах.
Рыбы очень хорошо приспосабливаются к разным условиям. Благодаря этому они сумели заселить моря и океаны, реки и озёра, пруды и ручейки.
А каких рыб вы знаете? (Ответы детей).
У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.
Кто может ответить, как передвигаются рыбы? Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые. Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.
Как и люди, рыбы могут дышать. Когда рыба глотает воду, вода проходит через жабры. Жабры поглощают кислород и затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз. Рыбе легче плавать, если её тело имеет продолговатую форму, но иногда встречаются такие интересные рыбы, что их и описать сложно. У рыбы — меч верхняя челюсть похожа на меч. Тело рыбы — сабли напоминает саблю, а у нож — рыбы, как вы думаете, что? Верно, нож. Нож рыба умеет плавать хвостом вперёд.
Рыба — ёж покрыта длинными иголками. А рыба — землекоп любит покопаться в земле. А знаете ли вы, сколько живут рыбы? (от 5 до 100 лет!)
Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго. Краб интересуется, как живут аквариумные рыбки? Давайте расскажем ему. (Ответы детей).
Скажем спасибо умному крабу, он нам столько всего рассказал! И мы подплываем к следующей остановке. 2 остановка «Встреча с лягушкой».
Лягушка приготовила для вас несколько заданий (за правильные ответы выдаются жетончики). - Назовите все места, где обитают рыбы. (Море, океан, озеро, река, речей, пруд, аквариум). - Назовите самую хищную рыбу. (Акула). - Из чего выводятся мальки — детёныши рыб? (Из икры). - Чем покрыта поверхность тела рыб? (Чешуёй). Молодцы, справились с заданиями, а наш кораблик плывёт всё дальше, за Русалочкой.
3 остановка «Золотая рыбка».
Её задание: отгадать сложные — сложные загадки.
1. На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (Сом).
2. У неё во рту пила, Под водой она жила. Всех глотала, всех пугала, А теперь в уху попала. (Щука).
3. Колючий, да не ёж, Кто же это? … (Ёрш).
4. В пруду или озере, больше нигде. В тихой, спокойной стоячей воде, Где буйная зелень на дне разрослась, Вот именно там обитает … (Карась).
Ребята, а как вы думаете, рыбам в наших водоёмах угрожает какая-то опасность? И действительно, во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками, нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает. Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу? Что мы можем для этого сделать? Пока мы будем ухаживать за аквариумными рыбками, а на будущее — будем умнее. Вы такие молодцы, справились со всеми заданиями, Русалочка дарит вам конфетки.
Физминутка. К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три! Вот как славно освежились! От зелёного причала оттолкнулся пароход: раз, два! Он назад поплыл сначала: раз, два! А потом поплыл вперёд: раз, два! И поплыл, поплыл по речке, Набирая полный ход.
Пальчиковая и зрительная гимнастика «На море». Маленькая лодочка по реке плывёт, На прогулку лодочка всех детей везёт. Пароход плывёт по речке, И труба дымит, как печка. Рыбки плавают, ныряют В чистой, свеженькой воде, Приплывают, уплывают, Зарываются в песке. А сейчас наблюдайте за моей рыбкой, куда она поплывёт.
4. Творческое задание
На лист приклеиваем пластилиновые фигуры и на них приклеиваем цветные кусочки коктейльных трубочек.
Имя: Юля
Я: Мама
Детки: сыночек и малышка
Знак зодиака: Телец
1. Тематическая беседа. Развитие речи
1Организационный момент. Детям предлагается отгадать загадки: 1.Кругом вода, а с питьем – беда. (море) 2. Крылья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь (рыба)
Беседа - Какая вода в море? (соленая) - А в реках и озерах вода какая? (пресная) - А как приспособлено тело рыбы к жизни под водой ( строение рыбы)? (ответы детей) - Каких морских обитателей вы знаете?(ответы детей) - Давайте представим, что мы на берегу моря.
Море бывает спокойным
Не шумит оно, не плещет Лишь едва, едва трепещет
Но море может быть и другим…
А море вздуется, зашумит, подымет вой, хлынет на берег пустой…
- Давай те закроем глаза и представим , что мы на берегу моря, а я произнесу волшебные слова
Дом наш словно изменился В море быстро превратился Мы отправились гулять Дно морское изучать
2.Основная часть
Открываем глаза и оказываемся на берегу моря. Кого вы здесь видите? (ответы детей)
Под музыку появляется водяной.
Водяной: Вы меня узнали… А что вы знаете о моем подводном мире?
Я вам загадаю загадку:
По земле они не ходят, на небо не смотрят, Звезд не считают, людей не знают? (ответы детей)
Хорошо…
- А теперь отгадайте загадки о морских обитателях:
1 - Через море – океан плывет огромный великан И с судна видит капитан : на великане бьет фонтан.(кит)
2. Что за дивная лошадка? Очень странные повадки: Конь не сеет и на пашет, под водой с рыбешкой пляшет. Назови его дружок : рыбок друг – (морской конек)
3. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, вот и весь я – (осьминог)
4. Не кузнец, а с клещами? (краб)
5. Глубоко на дне она, словно на небе видна, Но не светит и не греет, потому, что не умеет. (морская звезда)
7. Для нее волна – качели, и плывет она без цели Ниоткуда в никуда, вся прозрачна, как вода.(медуза)
(по мере разгадывания загадок, выставлять картинки с изображением на мольберт)
- Давайте и мы с вами поиграем.
Игра «Один - много»
кит – киты, океан - …
море - …
морж – …, осьминог - ….
Краб - …, дельфин - …
Медуза - …
акула – …
3.Итог занятия
-Ну вот и все, нам пора возвращаться домой. Закройте глаза.
Вот мы с вами и дома. Давайте вспомним, где мы с вами были сегодня? Кого мы там встретили? Что больше всего вам понравилось?
Настоящий он циркач — Носом отбивает мяч. Знают и француз, и финн: Любит поиграть... (дельфин)
Он, как дом, огромный, Но спокойный, скромный. В море ест и в море спит — Так живет на свете... (кит)
Эта рыба — хищник злой, Всех проглотит с головой. Зубы показав, зевнула И ушла на дно... (акула)
Плавает прозрачный зонтик. «Обожгу! — грозит. — Не троньте!» Лапки у нее и пузо. Как зовут ее? (Медуза)
Он клешнями щиплет больно И кричит: «С меня довольно! Я устал. Я вам не раб». Распугал соседей... (краб)
На лошадку так похожа, А живет-то в море тоже. Вот так рыбка! Скок да скок — Прыгает морской... (конек)
И на суше, и в воде — Носит дом с собой везде. Путешествует без страха В этом доме... (черепаха)
Что за плащ хвостатый, темный Рассекает в море волны? Осторожно! В нем разряд. Электрический он... (скат)
Что за шар плывет с шипами, Тихо машет плавниками? Только в руки не возьмешь. Этот шарик — ... (рыба-еж)
Глубоко на дне она Словно на небе видна. Но не светит и не греет, Потому что не умеет. (Морская звезда)
Груша с длинными ногами Поселилась в океане. Целых восемь рук и ног! Это чудо … (Осьминог)
Как щука стала доброй 1. Введение в игровую ситуацию
В. : Я хочу рассказать вам историю про одну хищную рыбу. (Воспитатель выставляет картинку со щукой.)
Как она называется?
- Чем покрыто тело щуки?
- Назовите части ее тела.(Голова, жабры, туловище, плавники, хвост. )
- Какие у нее зубы?
- Чем питается щука и почему ее называют хищницей?
2. Мотивационная игра
Это щука, как и все остальные щуки, питалась другими рыбками. Она гонялась за ними в воде, ловила их и поедала. В общем, была рыбой свирепой и злобной. Может, вы это и знаете, но я напомню: у тех, кто постоянно злится, часто что-нибудь болит. Вот и у нашей щуки разболелись зубы. Объясните щуке, почему злиться - это очень плохо и вредно для здоровья.
3. Затруднение в игровой ситуации
Маленьким рыбкам стало жалко щуку. Собрались они вместе и стали думать, как щуке помочь. Да только так ничего и не придумали. Может, вы им подскажете, как надо ухаживать за зубами, чтобы они не болели? Чем чистят зубы?
4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации
- Где же щуке взять в пруду зубную щетку и пасту? Давайте мы их нарисуем.
- Прошла всего лишь неделя, а щуку не узнать. Зубы у нее перестали болеть, и еще она стала добрая и веселая. Рыбок обижать перестала, и все стали с ней дружить. Вот так мы с вами помогли щуке исправиться.
5. Самостоятельное применение полученных знаний
Звуковая работа
- Слово «щука» начинается со звука [Щ']. Произнесите его несколько раз подряд и расскажите, во что упирается язык. (В нёбо.) Когда можно услышать этот звук? (Когда просят помолчать, когда шумит ветер и т. д.) Повторите стихотворение:
Щука добрая была, Наварила щука щей, Дружбу с рыбами вела. Угощала двух лещей. Ф. Бобылёв Г. Сапгир
- Назовите картинки, четко выговаривая звук [Щ'].
- Теперь отгадайте, какую из этих картинок я называю, и доскажите слова: при. (щепка, кле. (щи, Ко. (щей, пла. (щ, я. (щик) .
Физкультминутка.
- Живут ли рыбы в домах людей? В каком месте? Аквариум
Улитки ползут, (Дети передвигаются по кругу в полуприслде, сложив руки за спиной.) Свои домики везут. Рогами шевелят, (Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево-вправо.) На рыбок глядят.
Рыбки плывут, (Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища, движения ладонями вперед-назад.) Плавничками гребут. Влево, вправо поворот, (Плавные повороты туловища влево-вправо и наоборот.) А теперь наоборот. Н. Нищева
Артикуляционная гимнастика
- Известно ли вам, что у добрых людей и в доме порядок? Вот и наша щука после того, как подобрела, решила навести порядок в своем жилище. Поможем ей с помощью наших язычков?
Воспитатель может предварительно выставить по порядку артикуляционные карточки и в ходе выполнения задания указывать на нужную карточку.
Сначала щука широко открыла окно (упражнение «Ворота», помыла его («Почисти зубы», побелила потолок («Маляр», вынесла из дома ковер («Блинчик») и хорошенько его поколотила (в положении «Блинчик» постучать губами по языку: пя-пя-пя-пя-пя). А потом прибила молотком гвоздь («Молоток») и повесила на стену свою улыбающуюся фотографию («Заборчик») . Вот какая хозяйственная щука! Теперь можно отправляться на прогулку с рыбками.
- Вы рыбки, я рыбак. Ну-ка, рыбки, разбегайтесь, пока я вас не поймала.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЛЯГУШКА» На обед себе лягушка Ловит комара и мушку. (Ребенок кончиком языка, стараясь поднять его как можно выше, касается верхней губы.)
«РЫБКА» Рыбка ротик открывает, Говорить она желает. (Ребенок широко открывает и закрывает рот.)
Океан в бутылке Чтобы сделать океан в бутылке понадобятся: - вода; - растительное масло; - пластиковая бутылка; - пищевой краситель синего цвета; - лейка.
Наполните треть бутылки водой.Добавьте совсем немножко (на кончике ножа) пищевой краски. Пусть ребенок поболтает бутылку и понаблюдает, как вода равномерно окрашивается в синий цвет. А теперь добавьте масла (столько же, сколько и воды). Переверните бутылку вверх дном и вы увидите, как оживает океан. Можно бросить в бутылку камушки, ракушки, бусинки, пуговички...
Эксперимент с яйцом
Выдайте малышу поллитровую банку с водой и сырое куриное яйцо. Пусть положит его в воду и посмотрит, что получится. Яйцо опустится на дно банки. Теперь нужно его вытащить, а в воду добавить 2 столовые ложки соли и хорошенько размешать. Повторно опускаем яйцо в воду и наблюдаем интересную картинку: теперь яйцо не тонет, а плавает на поверхности. Мы-то с вами знаем, что дело в плотности воды. Чем она выше (в данном случае за счет соли), тем сложнее в ней утонуть. Предложите малышу высказать свою версию, объясняющую этот феномен. Напомните ему о том, что в море плавать гораздо легче, чем в реке. Соленая вода помогает держаться на поверхности. А в Мертвом море и вовсе утонуть невозможно из-за того, что вода там необыкновенно соленая. А теперь возьмите литровую банку, наполните ее пресной водой на треть, опустите в банку яйцо. В отдельную емкость наберите теплую воду, и пусть малыш растворяет там соль, чтобы получился концентрированный солевой раствор. Теперь дайте ребенку такое задание: нужно добиться, чтобы яйцо не тонуло и не всплывало, а «висело» в толще воды, как подводная лодка. Для этого нужно подливать в банку солевой раствор маленькими порциями до тех пор, пока не получится нужный эффект. Если малыш нальет слишком много раствора и яйцо вынырнет на поверхность, предложите ему подумать, как можно исправить положение (подлить в банку необходимое количество пресной воды, тем самым уменьшив ее плотность).
3. Подвижные игры. Физическое развитие.
Физкультурная минутка «Море волнуется» Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит:
«Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура замри!»
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).
Можно использовать другой вариант игры, когда ведущий осматривает все фигуры и выбирает наиболее ему понравившуюся. В этом случае победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший свою фантазию.
4. Творческое задание
Рисуем рыб в технике граттаж
Плотный лист закрашиваем акварелью, затем натираем свечой так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. Для того, чтобы гуашь хорошо ложилась на лист можно посыпать мукой. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Имя: Юля
Я: Мама
Детки: сыночек и малышка
Знак зодиака: Телец
3-4
1. Тематическая беседа. Развитие речи
Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке..., в аквариуме...
Затем перечисляем отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей».
2. Задания на логику, мышление, внимание, память.
Отрываем кусочки пластилина и "ракрашиваем" рыбку пластилиновыми "точками"
3. Подвижные игры. Физическое развитие.
А над морем — мы с тобою! Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.) Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.) Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.) Сядьте, дети на песок, Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)
А теперь мы — ручейки А теперь мы — ручейки, Побежали вперегонки. Прямо к озеру спешим, Станет озеро большим. (Выполняем движения в соответствии с текстом
Имя: Юля
Я: Мама
Детки: сыночек и малышка
Знак зодиака: Телец
1. Тематическая беседа. Развитие речи
Вспоминаем с ребенком, как ездили на море (ходили на речку), видели ли рыбок или других морских/речных обитателей. Если есть аквариум, рассматриваем рыбок в нем: как они кушают, плавают, дышат под водой, как их детеныши появляются из икринок. Можно сходить на ДЖД посмотреть рыбок)))
2. Задания на логику, мышление, внимание, память. Делаем заплатки из пластилина
Вырезаем из картона разных цветов рыбок (одного цвета большую и три-четыре маленьких и так с остальными цветами (3-4 цвета)) и изучаем цвета, понятия большой/маленький, учимся группировать рыбок по признакам (большие/маленькие и по цветам)
3. Подвижные игры. Физическое развитие.
"По камешкам" Разложите на полу друг за другом вырезанные из линолеума или ковролина круги, диаметром 30-40 см. Это камешки через ручеек. Возьмите малыша за руку и помогите ему перебираться с «камушка» на «камешек»:
По ровненькой дорожке Шагают наши ножки. Раз-два, раз-два, раз-два! По камешкам, по камешкам Шагают наши ножки. Раз-два, раз-два, раз-два!
Пальчиковая игра-упражнение «Две осьминожки» Две осьминожки, бежали по дорожке (бежим пальчиками по столу) Бежали, бежали, друг друга повстречали (хлопнуть в ладошки) Так друг друга обнимали, (обнимаем пальчики поочередно правой и левой рукой) Так друг друга обнимали, (обнимаем ладошки поочередно правой и левой рукой) Так друг друга обнимали (обнимаем кисти рук поочередно правой и левой рукой) Что едва мы их разняли! (разводим руки в стороны)
4. Творческое задание
или
Вырезаем из картона основу для тела рыбы и хвост. Скрепляем их вместе. Приклеиваем рыбе глаз и рисуем голову. Малыш может клеить для украшение на рыбу любые красивые кусочки бумаги.
Имя: Юля
Я: Мама
Детки: сыночек и малышка
Знак зодиака: Телец
Если не лениться и выполнять их даже индивидуально, то тоже эффективно. Тем более, что данные задания не требуют слепого выполнения. Эти задания и план лишь ориентир. Я рассчитываю на обратную связь. Когда мамы будут заниматься со своими детьми, искать для них дополнительные задания, придумывать что-то свое, новое и делиться своими идеями и наработками в рамках предложенных тем.
Имя: Юля
Я: Мама
Детки: сыночек и малышка
Знак зодиака: Телец
Можно сделать кораблики с ребенком и запустить в тазик с водой, ванную и, лучше всего, в лужу))) Тема с разными вариантами корабликов здесь - viewtopic.php?f=208&t=6899