Девочки, а вот еще несколько "делать" - "не делать " по отношению к ребенку. Мне нравится, всем родитилям, с которыми работала, пропагандировала. Советы родителям — делать или не делать? (из книги Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000.) Делайте! 1. Радуйтесь Вашему ребенкуу. 2. Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь. 3. Когда ребенок сможет Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой. 4. Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия). 5. Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном. 6. Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно. 7. Установите четкие и жесткие требования к ребенку. 8. Говорите с малышом короткими фразами. 9. В разговоре с ним называйте как можно больше предметов. 10. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными. 11. Говорите медленно. 12. Будьте терпеливы. 13. Сначала спрашивайте «что». «Почему» спросите, когда ребенок под¬растет. 14. Каждый день читайте ему. 15. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. 16. Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй. 17. Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша. 18. Поощряйте игры с другими детьми. 19. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о кото¬рых он мог бы рассказывать. 20. Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите «куличики» из песка, пусть он поможет Вам пересажи¬вать цветы, вешать полки. 21. Приобретите диски с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова. 22. Помогите ребенку выучить его имя и фамилию. 23. Если ребенок начал что-то коллекционировать — кораблики, машин¬ки, крышки от бутылок — или у него появилось хобби, займитесь этим вмес¬те с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать. 24. Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах. 25. Регулярно водите ребенка в библиотеку. 26. Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг. 27. Не теряйте чувства юмора. 28. Играйте с ребенком в разные игры. 29. Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе. Не делайте! 1. Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отвора¬чивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, — другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит. 2. Не задавайте слишком много вопросов. 3. Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов. 4. Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. 5. Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, преж¬де чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки, приводить в порядок комнату. 6. Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это». 7. Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше скажите просто: «Она синяя». 8. Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следу¬ет этого делать в присутствии других людей. 9. Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание. 10. Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д. 11. Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания всех логических связей; всех ваших чувств («мама устала»); абстрактных рассуждений и объяснений. 12. Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некото¬рого регресса. 3. Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками. "Советы" некоторые повторяют основную мысль, но может, кто-то найдет что-то еще для себя.
|